Начальник кремлевского Управления внутренней политики Олег Морозов ушел в отставку. Новым главой Управления стала бывший замначальника Управления Татьяна Воронова. Она родилась в 1975 году в Иркутской области. Окончила Иркутскую государственную экономическую академию. Была депутатом заксобрания Иркутской области, в 2007 году стала депутатом Госдумы от «Единой России», позже была назначена членом ЦИК. С февраля 2013 года Воронова - начальник Департамента по взаимодействию с политическими партиями управления президента Российской Федерации по внутренней политике, где курировала работу непарламентских партий. Кадровые перестановки в кремлевской Администрации «Ежедневному журналу» прокомментировал политолог Дмитрий Орешкин:
«Морозов – человек вполне «вертикальный», но в то же время уже немолодой, опытный и вменяемый. А нынешней власти вменяемые люди не подходят. Им нужны невменяемые молодые «борзые», желательно – из провинции, чтобы не слишком умные или хотя бы не слишком грамотные, а еще чтобы у них было ощущение стремительного политического роста. Из-за такого ощущения они будут готовы не видеть очевидно провальных шагов в социальной, экономической или внешней политике. Морозов просто в силу опыта слишком грамотен для того, чтобы работать с таким молодым восторгом.
Это логичное развитие подобных режимов. Когда товарищ Сталин провалился с коллективизацией и индустриализацией, на «съезде победителей» он был вынужден чистить партию от более опытных политических соратников, которые понимали, что произошло. Вместо этого он набрал совершенно отмороженную «молодёжь», типа Хрущёва, Маленкова или Берии, которые в 35 или в ранние 40 так высоко взлетели и оказались в таком бешеном восторге, что им казалось, что всё происходящее – это хорошо и правильно. И они были готовы выполнять любые поручения Сталина, заведомо зная, что они преступные, но считая это необходимым: это обеспечивало их собственный карьерный рост, им казалось, что вместе с нтими растёт вся страна.
А Морозов, старый, тёртый и поплававший в разных политических жидкостях волк сейчас не нужен. На его место требуется кто-то, кто в благодарность за повышение статуса работал бы на Владимира Владимировича Путина с удвоенным энтузиазмом, вроде Володина. Сейчас это Путину необходимо, потому что все, кто разбираются в экономике, понимают: Россия провалилась по самое не могу. Поэтому таких людей надо убрать и заменить верными «силовиками», для которых ситуация объективно улучшается: военные бюджеты растут, изоляция от мира их не пугает, так что они будут готовы поддерживать этот режим всё дальше и дальше. Морозов для организации такого процесса не подходит, ему надо уйти на заслуженный отдых, преподавать или делать что-то другое, а его должность займёт кто-то более зубастый и менее разборчивый.
А это должность очень важная. Потому что речь идёт об организации выборов в 2016 году, об обеспечении лояльности региональных элит и об обеспечении выполнения путинских обещаний 12-го года, которые выполнить невозможно. Но невозможно это сделать в реальном мире, а в мире «сталинском» вполне можно. Провалилась коллективизация, Голодомор, в городах еды нет, на селе люди просто умирают, а в стране бурные аплодисменты, спасают Челюскина, покоряют Северный полюс и так далее. Сталин тогда удивительным образом создал виртуальную реальность. В 30-м году он потребовал у Молотова «унять мышиный визг печати», после чего большое количество профессиональных журналистов было сослано на периферию. Эти люди имели представление о том, что надо писать более-менее правду, хотя и сами были партийные. А заменили их молодыми и отчаянными, которые стали визжать на две октавы выше, и в прессе появилось ощущение нескончаемых побед.
Также и сейчас. В реальности всё будет хуже и хуже, поэтому требуются люди, которые будут говорить, что на самом деле мы живём лучше и лучше, а тех, кто говорит обратное, надо убивать, выдавливать за границу или сажать в тюрьму. Путин уже таким образом построил победную реальность: на фоне совершенно очевидного поражения в украинской эпопеи, когда Украину не удалось затянуть в Евразийский союз, получение Крыма было раздуто насосом телевизора до каких-то безумных размеров. И все счастливы, что Крым присоединили, забыв, что потеряли Украину. Которая, впрочем, и не нужна, потому что там, оказывается, 40 миллионов фашистов, а 2 миллиона наших мы забрали, и слава Богу. Но Морозов для таких игр уже не подходит, как и, например, Прохоров, хотя он был куда как лоялен. Есть просто предел, перейти который – совсем себя не уважать. Это можно сделать либо из-за страха, либо из карьерных соображений. Так что надо искать новых людей.
Происходит устранение более-менее рациональных и независимых людей и замена их силовиками и теми, кто готов нести любую пургу за возможность проходить ступени административного роста. Это можно назвать хунвейбинизацией путинской элиты. Без неё Путин не сможет продолжать курс на конфронтацию с Западом. Без этого он не сможет мобилизовать общественное мнение. А тогда придётся объяснять экономические и социальные провалы.
Значит, надо будет разбираться с региональными элитами. Морозов занимался именно регионами, и то, что его убрали, означает, что губернаторы могут смело начинать бояться, потому что теперь будут «мочить» их. Выборы 2016 года близко, обещаний раздали множество, денег нет — выполняй, как хочешь. Соответственно, они станут заниматься приписками, и Путин к этому их специально подталкивает, потому что ему важно, чтобы всё было хорошо в медийном пространстве. Нужны цифры экономических побед, разговоры про стабилизацию экономики и рост рубля. Силуанов это уже ухватил и докладывает о вещах, которые не имеют никакого отношения к реальности. Как когда-то сказал академик Струмилин, «лучше стоять за высокие темпы роста, чем сидеть за низкие». И сейчас от тех, кто не готов рисовать все, что угодно, будут избавляться.
Так что увольнение Морозова – преамбула чистки региональных элит. Там должны быть люди, от которых требуются две вещи: предоставлять красивые цифры и не позволять появляться на их территории каким-либо протестам. А как они этого будут добиваться – их дело.