26 марта 2000 года Владимир Путин был «избран» президентом Российской Федерации… Впрочем, мы все прекрасно помним, что реальное назначение произошло гораздо раньше. Еще летом предыдущего года горстка кремлевских сановников, посчитав его оптимальным преемником Бориса Ельцина, ввела Путина на российский трон. Имена этих людей общеизвестны – Александр Волошин, Борис Березовский, Татьяна Дьяченко, Валентин Юмашев. Другими словами – «семья». И за все эти долгие годы у них не было повода усомниться в правильности данного решения – отставной подполковник КГБ ни разу «семейным» ценностям не изменил. Все договоренности были соблюдены, никакие гарантии не нарушены. (Березовский – не в счет. Его из «семьи» изгнали.) Вы спросите, договаривалось ли окружение Ельцина о том, что в 2014 году Владимир Путин аннексирует Крым и развяжет войну на Юго-Востоке Украины? А кто вам сказал, что интересы страны вообще были учтены в том виртуальном документе? Почему вы думаете, что они кого-то интересовали, являлись предметом переговоров? Сегодня ребята из ельцинской команды в приватных разговорах разводят руками: «Нам казалось, что он автоматически наследует приверженность демократическим принципам». Лукавят, конечно. Им на эти самые принципы всегда было глубоко наплевать.
Однако политическая ответственность за тот выбор 1999 года по-прежнему лежит (и теперь уже всегда будет лежать) на Борисе Ельцине. Как ни крути, Владимир Путин – главный итог его политической карьеры, что в данном случае тождественно жизни. А нам с вами хоть и рано подводить окончательные итоги, но какие-то промежуточные вполне можно и даже уместно. Они, разумеется, неутешительные. Вернее – катастрофичные. И в данном случае термин «катастрофа» – не фигура речи, а максимально адекватное описание ситуации, к которой привел Владимир Путин страну за пятнадцать лет своего правления. (Перерыв на Дмитрия Медведева в расчет брать не будем. Ну просто, чтобы не оскорблять чувств верующих в здравый смысл.) Нет нужды в очередной раз доказывать вышеприведенный тезис, по пунктам перечисляя все «заслуги» нынешней власти за отчетный период. Не будем опускаться до банальностей. Я лишь предлагаю вам поучаствовать в следующем виртуальном эксперименте. Давайте на секунду представим себе в меру образованного, не чуждого политического дискурса нормального русского человека (в широком смысле слова) конца предыдущего столетия. Не политического активиста или аналитика, а обычного ответственного человека, гражданина, который, помимо всего прочего, еще думает о собственных перспективах, о будущем своих детей… Представили? А теперь попробуем выдернуть его из той далекой эпохи и посадить сегодня на пару часов перед телевизором, когда там по федеральным каналам идут аналитические программы конца недели. А потом сразу за компьютер еще на пару часов… Вы уверены, что он не сойдет с ума, не схватит вас за грудки, не начнет трясти со страшным криком: «Что здесь произошло!? Как такое могло случиться?!»
Потому что из телевизора он узнает, что Украина нынче самый страшный враг России, что накал конфронтации с западным миром сегодня таков, какой и не снился в брежневскую эпоху, что мы оттяпали Крым, где теперь будут строить не мост на материк, а «силиконовую долину», что Дума запретила усыновлять больных детей заграницу, что одно из новых общественных движений называется «Антимайдан»… А потом он выяснит, что прямо перед Кремлем убит Боря Немцов, а какие-то люди надругались над стихийным мемориалом, созданном на месте этого самого убийства, что проводить следственные действия в полном объеме не получается, поскольку силовики не могут допросить предполагаемого фигуранта, так как он является дальним родственником депутата Госдумы от Чечни и укрылся в родовом селе данного депутата. И этот факт следственные органы «слили» прессе, чтобы обратить внимание на поразительное обстоятельство – оказывается, юрисдикция российских органов власти на Чечню не распространяется. Как будто в той далекой войне мы оказались побежденными. А еще краем глаза наш герой зацепит информацию о претензии РПЦ к вагнеровской опере «Тангейзер», ознакомится с законотворческими инициативами народных избранников Мизулиной и Милонова, выяснит, что голландский сыр в Москве легально больше купить нельзя, концерн «Дженерал Моторс» ушел из нашей страны, а Владимир Путин все еще президент России…
Смею предположить, что последнее обстоятельство поразит нашего посланца из прошлого больше всего. Поскольку действительно невозможно понять, как могло случиться, что страной все еще руководит человек, который фактически подвел Россию к краю пропасти. Не уверен, что я бы нашел убедительные ответы на неминуемые очевидные вопросы: а как вы могли такое допустить? Почему сто миллионов человек согласились, чтобы с ними все это проделали? Неужели нельзя было воспрепятствовать всему этому безумию?
Ответ: мы пробовали, но у нас не получилось, вряд ли можно будет счесть сколько-нибудь убедительным. По одной простой причине. Потому что это лживый ответ – мы не пробовали…
Фото: 1. Россия. Москва. Матрешки с изображением Владимира Путина и Бориса Ельцина в продаже. Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Филиппов
2. Москва. 31.12.1999. Президент РФ Борис Ельцин объявил о досрочном уходе со своего поста и о временной передаче полномочий председателю правительства Владимиру Путину. На снимке: Борис Ельцин (справа) пожимает руку Владимиру Путину, покидая Кремль. Фото Александра Чумичева и Александра Сенцова (ИТАР-ТАСС)