Пресненский суд Москвы арестовал на два месяца, до 31 мая, бывшего руководителя ФСИН Александра Реймера, который обвинен в мошенничестве при закупках электронных браслетов. Два других обвиняемых — предприниматель Николай Мартынов и директор ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» ФСИН России Виктор Определенов — также отправлены за решетку. Еще один фигурант дела, бывший заместитель главы ФСИН РФ Николай Криволапов, взят под домашний арест. По версии следствия, в 2010-2012 годах обвиняемые мошенническим путем похитили более 2,7 миллиарда рублей, которые были выделены Федеральной службе исполнения наказаний из бюджета для покупки электронных браслетов. Закупку, по информации следователей, произвели по ценам, завышенным в несколько раз. «Так, стационарное контрольное устройство стоимостью 19 тысяч рублей закупалось за 108 тысяч, а мобильное, вместо тех же 19-ти — по цене 128 тысяч», — говорится в сообщении на сайте СК. Ситуацию вокруг ареста для «Ежедневного журнала» комментирует журналист и правозащитник Зоя СВЕТОВА:
Когда Александра Реймера только назначили на должность начальника ФСИН, все гадали, почему Медведев выбрал именно его, отправив в отставку бывшего начальника ФСИН России Юрия Калинина. Это произошло после смерти Сергея Магнитского, когда во ФСИН проходила большая чистка. Почему выбрали именно Реймера, чей он ставленник — до сих пор непонятно. Говорили, что министра юстиции Коновалова, но точных подтверждений этому нет. Я виделась с Реймером лично всего один раз на какой-то конференции представителей гражданского общества и сотрудников ФСИН, поэтому никаких непосредственных впечатлений у меня нет.
Так получилось, что человека из милицейской среды поставили руководить тюремным ведомствам. Его плохо приняли, поскольку в ведомстве на высоких постах ещё оставалось много людей из команды Юрия Калинина. Они служили там много лет, и приход на главную должность человека из другой среды стал для них своего рода пощёчиной. Например, очень долго длилось противостояние между Александром Реймером и Эдуардом Петрухиным, его первым заместителем. Понятно, что и Реймер, и Петрухин были поставлены на свои должности представителями разных кремлёвских кланов, кроме того, большую роль в этих назначениях и последующей работе играют так называемые неформальные авторитеты, или воры в законе.
Что касается уже ареста Реймера, то это очень странная история. Не могу вспомнить, чтобы начальник тюремного ведомства оказывался в России в тюрьме, по-моему, такого в нашей истории не было. Причём дело возбудили ещё в 2013 году, уже после его отставки в 2012-м. Известно, что он какое-то время жил за границей. Вопрос: почему пришёл на допрос именно сейчас? Был уверен, что его не арестуют? А те, кто принял решение о его задержании и аресте — что они хотели показать? Что власть действительно борется с коррупцией, причём делает это, привлекая к ответственности крупных руководителей, а не только учителей и врачей? Или, может быть, причина в том, что сейчас идёт зачистка прежних кадров во ФСИН?
Во ФСИН на высоких должностях уже не осталось ни одного человека, связанного с Юрием Калинином, сейчас там всем управляет Геннадий Корниенко, пришедший туда из фельдъегерской службы, но по сути из ФСБ. А про московское управление ФСИН говорили, что его должен возглавить бывший заместитель начальника СИЗО «Лефортово», также вышедший из ФСБ. То есть сейчас тюремное ведомство фактически управляется Федеральной службой безопасности.
Конечно, интересно было бы узнать, что конкретно стоит за этим арестом, однако гораздо примечательнее сам факт заключения под стражу человека, некогда бывшего главным тюремщиком страны. Это страшный факт, поскольку он свидетельствует о том, что люди, охраняющие воров, убийц и бандитов, сами подозреваются в преступлениях. И сигнал, который посылается обществу, довольно тревожный: всё прогнило в нашем королевстве. Нам уже показали, что прогнило МВД, когда арестовали генерала Сугробова и ряд его сотрудников. Потом арестовали «правую руку» министра обороны Сердюкова. Это ещё и сигнал элитам, что за решёткой может оказаться каждый. Не только олигарх Ходорковский, но и глава такого ключевого ведомства, как Федеральная служба исполнения наказаний. И уже неважно, идёт ли речь о борьбе кланов или о желании доказать, что мы действительно боремся с коррупцией.
Наконец, мы получили подтверждение наших подозрений, что в тюремном ведомстве не только охраняют и пытаются перевоспитывать заключённых, но и воруют. В силу презумпции невиновности мы не можем утверждать, что Реймер однозначно виновен, но это позволяет лишний раз усомниться в том, что огромные деньги, выделяемые на реформу пенитенциарной системы, доходят до заключённых в полном объеме, а не оседают в карманах высокопоставленных тюремщиков.
Фотография ТАСС