Москву с официальным визитом посетил греческий премьер Алексис Ципрас, который провел переговоры с Путиным. По завершении встречи Ципрас в очередной раз подверг критике антироссийские санкции, а Путин призвал к прекращению санкционной войны. Результаты встречи "Ежедневному журналу" прокомментировал политолог, заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин:
«Ципрас и его партия «Сириза» находятся в сложном положении. С одной стороны, нужно спасать собственную экономику, а это нельзя сделать одними лозунгами, даже самыми лучшими. А с другой стороны, надо отвечать на запросы своих избирателей. «Сириза» шла на выборы с очень левой программой, обличала предыдущие власти, и переход к мерам жёсткой экономии для них чрезвычайно некомфортен. Поэтому они торгуются с Европой, и делают это не очень профессионально, так как опыта у них немного, это люди новые. Кроме того, они торгуются размашисто, давая понять, что, если Европа не пойдёт навстречу Греции и не смягчит требования, продолжая предоставлять экономическую помощь, тогда они уйдут к России и разорвут консолидированную европейскую позицию по украинскому вопросу.
Но в самой Европе на это смотрят достаточно спокойно. Греция в этом ряду не первая, уже был Орбан, он опытнее, осторожнее, и с экономикой у него получше, поэтому он играл не так размашисто, но всё равно это делал. Однако зависимость как Греции, так и Венгрии от ЕС слишком велика, и когда европейцы сказали: «Делайте что хотите, но если вы начнёте нарушать европейское единство и не будете соблюдать договорённости, на основании которых вам дали кредит, то, пожалуйста, возвращайтесь к своей драхме», риторика греков стала мягче.
В Москве прекрасно понимают, зачем приезжал Ципрас: он рассчитывает использовать российский фактор для давления на Евросоюз. Но при том обещать ничего внятного не может. Единственное, что он может предложить – что Афины будут против введения новых санкций, но против этого выступает уже много стран, включая Италию, ту же Венгрию, Кипр, можно составить целый список. А встать и сказать, что Греция выступает против пролонгации существующих санкций и таким образом нарушить существующий консенсус, Ципрас не может. Это все понимают, поэтому Россия отнеслась к состоявшемуся визиту довольно сдержанно. Он приехал, ему сказали вежливые слова, и так как он дал понять, что приоритет для него всё-таки ЕС, то и отношение России к нему будет носить универсальный характер — как к одной из стран Евросоюза. Никаких серьёзных поблажек грекам ожидать не стоит.
Была ещё отдельная проблема трубопровода «Турецкий поток». Греция этот проект поддержала, но тут всё зависит не от них, а от Анкары. Эрдоган тоже «играет» активно, членом Евросоюза Турция не является, её туда не пускают, плюс с экономикой у турок гораздо лучше, умеренные исламисты там показали, что управлять современной рыночной экономикой они могут. Поэтому Эрдоган будет торговаться с позиции силы, и ходить договариваться все заинтересованные стороны будут к нему.
А с учётом серьёзного отношения у нас к истории стоит упомянуть ещё один нюанс. Прошёл слух, что визит Ципраса именно сейчас является компенсацией за то, что он может не приехать на парад 9 мая, где своё присутствие из всех европейских лидеров подтвердил только чешский президент Земан, что уже вызвало скандал в Чехии. А Ципрас так и не подтвердил, и слухи о том, приедет он в Москве на День Победы или нет, не подтверждают и не опровергают. Земан в своей стране значит не очень много, Чехия – парламентско-президентская республика, а Ципрас, в отличие от него, не может чётко сказать о своих намерениях, по крайней мере, на этом этапе. И это также не добавило ему симпатий в России. А сейчас греческому премьеру и его министрам придётся ехать уже в Европейский союз, чтобы там договариваться, на какие жертвы надо пойти».
Фото: Россия. Москва. 8 апреля 2015 года. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас и президент России Владимир Путин (слева направо) во время пресс-конференции по итогам встречи в Кремле. Михаил Метцель/ТАСС