В конце минувшей недели демократические партии и организации России в очередной раз начали процесс объединения. Сначала 17 апреля Федеральный политсовет РПР-ПАРНАС обсудил возможность объединения с Партией прогресса. Результатом стало подписание соглашения между лидерами партий Михаилом Касьяновым и Алексеем Навальным о совместном участии в избирательных кампаниях 2015 и 2016 годов. На следующий день к этой коалиции присоединились «Гражданская инициатива», «Демократический выбор», партия «5 декабря», «Солидарность» и «Открытая Россия».В заявлении Ходорковского о поддержке инициативы сказано: «''Открытая Россия''— общественная организация, и у нас не может быть своего отдельного списка на выборах. Мы поддерживаем список демократических кандидатов. И постараемся помочь сделать выборы демократическими». Впрочем, насколько можно понять, в коалиции еще не договорились как о системе руководства, так и о порядке выдвижения кандидатов на местные выборы, в которых объединение намерено принять участие уже в этом году. Неизменным остается одно — твердый отказ «Яблока» принимать участие в любых демократических объединениях.
В минувший уикенд основные оппозиционные организации России заявили о создании предвыборной коалиции. Старт нового демократического проекта был анонсирован 17 апреля на политсовете партии РПР-ПАРНАС, а уже на следующий день более широкая презентация прошла во время очередного заседания круглого стола «12 декабря». Локомотивами объединения стали РПР-ПАРНАС Михаила Касьянова и Партия прогресса Алексея Навального. Весьма доброжелательно к идее подобного альянса отнесся и Михаил Ходорковский. Впрочем, формат его участия в новой коалиции пока не очевиден. К инициативе создания единого демократического списка на думских выборах 2016 года присоединилось и движение «Солидарность». Решение об этом было принято на очередном съезде «Солидарности», оно было поддержано подавляющим большинством делегатов, в том числе и вашим покорным слугой.
Не скрою, в российской оппозиционной и экспертной среде достаточно много уважаемых и влиятельных людей, которые уверены в нецелесообразности участия в нынешних так называемых выборах. Аргументы общеизвестны: власть полностью выхолостила процедуру, обеспечив тотальный контроль над результатами. Участие в этом фарсе без каких-либо шансов на победу только цементирует режим, обеспечивает его легитимацию по внешнему периметру и, в конечном итоге, служит целям, противоположным тем, которые ставит оппозиция. Сам термин «победа» в этих условиях трактуется весьма противоречиво. Одни утверждают, что даже малое представительство демократов в Госдуме станет величайшим прорывом, другие уверены, что наличие нескольких здравых, искренних и честных депутатов никак не повлияет на общую ситуацию и, по сути, на руку только Кремлю, который получит возможность говорить о реальной демократизации внутриполитического процесса.
С чем же связаны мои надежды на коалицию? Прежде все с тем, что среди ее лидеров (в первую очередь я говорю о Михаиле Касьянове, который и стал инициатором всей затеи) есть ясное понимание, что традиционная избирательная кампания, даже проведенная масштабно, с привлечением серьезных ресурсов, ощутимого результата не даст. Что цель вовсе не в том, чтобы провести в эту унылую, бессмысленную и ничего не решающую Думу некоторое число своих сторонников, которые в ней неминуемо растворятся (тем более что, давайте говорить откровенно, шансов на это крайне мало). Задача формулируется принципиально другая: использовать предвыборную кампанию для максимальной мобилизации оппозиционного электората, для нового мощного всплеска протестной активности. Декларирование такой цели предусматривает принципиально иную стратегию предвыборной борьбы, которая в двух словах описывается предельно просто: нам, конечно, важно заручиться поддержкой людей, пришедших к урнам для голосования, но нам до них еще нужно добраться… А вот что гораздо важнее и значимее, так это получить на выходе из избирательной кампании большое число ответственных граждан, готовых защищать свой выбор. Прежде всего — публично, в том числе на улице. И не потому что мы оголтелые экстремисты, а потому что никакого другого инструмента смены власти в руках граждан не осталось. Весь остальной (в том числе и «честные выборы») у нас этот режим изъял.
Такой подход предусматривает отказ от большого числа условностей. Мне, например, кажется, что демократический список тех, кто пойдет на выборы в Госдуму, должны возглавить Михаил Касьянов, Алексей Навальный и Михаил Ходорковский. Вы говорите, что это противоречит действующему закону о выборах? Да, извините, плевать! Мало ли, какие законы они еще придумают. Может, завтра нельзя будет избираться глухим на одно ухо или слепым на один глаз… Тоже будем в ответ беспомощно разводить руками? А бескомпромиссный список, возглавляемый реальными лидерами оппозиции, даст ясный сигнал людям, что эти ребята пришли драться, а не отбывать номер, что у них серьезные намерения и они не отступят. И кстати, под такую повестку можно и двести тысяч подписей собрать. Не вижу в этом ничего нереального. Я уж не говорю о том, что уличная кампания с требованием регистрации подобного предвыборного списка оппозиции станет действительно эффективной и массовой. Другими словами, у оппозиции сегодня есть реальный шанс взбаламутить гнилое зловонное болото, в которое превратилось российское политическое пространство.
Дело, как говорится, за малым — мы ждем от лидеров оппозиции, что они проявят политическую волю и гражданскую ответственность. Лично я очень на это надеюсь.
Фотографии Антона Литвина