За непатриотизм – расстрел с конфискацией
Некто Ильин высказал богатую политическими последствиями мысль: в России необходимо создать ведомство, отвечающее за патриотическое воспитание и за патриотизм в целом. Министерство, например, или агентство. Типа Российское агентство по вопросам воспитания патриотизма (Росвоспатр) или Федеральная служба по патриотическому воспитанию населения (Федслупа).
Иными словами, идея состоит в том, чтобы превратить патриотизм в отдельный бюрократический промысел. На это чудо административного энтузиазма можно было бы наплевать и забыть, если бы г-н Ильин не являлся весьма важным официальным лицом — он действующий советник министра культуры РФ. Кроме того, идея эта была высказана не мимоходом, не во время поездки в лифте или на кухне. Предложение было выдвинуто на круглом столе, специально организованном Верхней палатой Федерального собрания. Это означает, что идея о создании госучреждения по патриотическому воспитанию трудящихся на их же деньги уже имеет определенный статус. То есть это еще не законодательная инициатива, но уже и не простая болтовня.
Культурного чиновника поддержал высокопоставленный законодатель — заместитель председателя комитета Совета Федерации по молодежи Лев Бойцов. Бойцов оказался сраженным тем обстоятельством, что, согласно социологическим опросам, около 50% молодых людей в России не видят основания гордиться своей страной.
Трудиться над созданием оснований для гордости — работа долгая и малоприятная. Что тут предложить, как реализовать, кто конкретно от этого что получит — непонятно. То ли дело — создать орган. Во-первых, понятно, что создавать, и, во-вторых, бизнес-план такого проекта тоже абсолютно прозрачен. Федеральное ведомство — это штаты, машины, мигалки, госдачи. Как минимум. Конечно, Федслупа, коли добиться ее создания, лицензий на добычу из каких бы то ни было недр выдавать не будет, земельных участков распределять не сможет. С чего, в таком случае ведомству жить? Все зависит от того, как себя поставить. Работа на идеологической ниве, как показывает актуальный нынче советский опыт, может быть не менее прибыльной, чем золотой прииск или нефтяная скважина.
Понятно, что уставными задачами Министерства (или агентства) Любви к Родине будет обучение населения и особенно молодежи сильным чувствам по отношению к Отечеству. Как и во всяком федеральном органе, здесь будут свои департаменты: департамент воспитания гордости страной и, обязательно, департамент контроля за уровнем чувств к Родине. Нет сомнения, что рано или поздно этот департамент потребует и получит для себя право вести оперативно-розыскную деятельность с возможностью прослушивания телефонов без санкции суда и проверки банковских счетов подозреваемых в недостаточном патриотизме. Рано или поздно выяснится, что ведомству позарез нужны собственные силы быстрого реагирования для экстренного воспитания патриотизма в горячих точках, не говоря уже о подавлении очагов сопротивления распространению высоких чувств. А законодатели позаботятся о том, чтобы у людей, не прошедших проверку на патриотизм и не получивших сертификат о наличии высоких чувств, можно было конфисковывать имущество. Вот тут-то идеологическая нива быстро превратится в золотую.
Думаете, чиновники и сенаторы не понимают, что если каждый второй молодой человек не видит поводов для гордости своей страной, то надо с Родиной сначала поработать? Все они отлично понимают. Просто они прощупывают почву: а получится ли подзаработать на ниве воспитания любви к Родине. И потом, если государство поручит тебе контролировать уровень патриотизма в стране, у тебя появляется законное право решать, кто любит Родину правильно, а кто – нет. И ты становишься уважаемым и очень влиятельным членом общества.