Газета «Ведомости» предприняла попытку провести собственное расследование фактов, обнародованных в интервью Максима Фрейдзона радиостанции «Свобода», доказывающих коррумпированность Путина и людей из его окружения в середине 90-х, когда Путин занимал должность вице-мэра Санкт-Петербурга и курировал в мэрии внешнеэкономическую деятельность. Стоит напомнить, что в конце мая «Свобода» опубликовала это интервью, которое через несколько часов было удалено из-за того, что окончательный его текст не был согласован. «Ведомостям» удалось проверить и подтвердить справедливость ряда утверждений Фрейдзона и найти доказательства его участия в описываемых событиях.
О том, какие последствия может иметь набирающее на Западе силу антикоррупционное расследование в отношении Путина, «Ежедневному журналу» рассказал политолог Дмитрий Орешкин:
В России настолько искажено, дискредитировано и загажено информационное пространство, что любой факт не производит никакого впечатления, так как рядом с ним есть десять похожих фейков. Это специальная стратегия, призванная уничтожить доверие к средствам массовой информации в принципе. Так что в России эти расследования не сработают никак, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Уже говорили и про 40 миллиардов долларов, и про 200 – ну и что? Можно и про триллион, от этого ничего не меняется, так как сформировано устойчивое отвращение к СМИ.
На Западе наверняка знают об этих деньгах. Во всех крупных разведках есть серьёзные аналитические подразделения, которые отслеживают финансовые потоки. Просто потому, что политика сейчас переходит в сферу экономики и следить за деньгами не менее важно, чем за оружием. Поэтому там прекрасно знают, где, сколько и у кого «зарыто», под какими анонимными счетами спрятано и так далее. Но одно дело знать, другое дело – воспользоваться этим знанием. Юридически эта информация достаточно слабая, даже в истории с ФИФА потребовалось 10 лет для того, чтобы сформировать юридически подтверждённые доказательства. Никто из участников не заинтересован в том, чтобы история вскрывалась, все будут отрицать. Так что это – не юридическая бомба.
В информационном смысле это тоже не бомба, потому что во всём мире этому поверят, а у нас нет, скажут, что это провокация спецслужб. Народонаселение только лишний раз убедится, что кругом враги, а Путин – единственная защита от агрессии со стороны Соединённых Штатов.
Просто взять и экспроприировать эти деньги тоже технически невозможно. Даже счета Хусейна и Каддафи были известны и заблокированы, но для изъятия средств с этих счетов было необходимо решение суда, потому что иначе это был бы грабёж.
Так что, с одной стороны, на Западе все знают, а в Москве знают о том, что там знают, но, с другой стороны, и там, и там понимают, что воспользоваться этим знанием – начать открытую войну. Поскольку нынешняя война будет экономической, то эта информация аналогична возможности ядерного удара. Как потом будет реагировать кремлёвская власть – сказать трудно, все свои ресурсы она уже использовала, но западные разведки предпочитают держать «пулю в дуле». Они считают, что лучше пугать этой возможностью, что ее использовать.
Так что переоценивать значимость этих расследований не стоит. Стоит обратить внимание на такие вещи, как 50 миллиардов ЮКОСа, потому что по ним уже есть решение суда, и Российскую Федерацию теперь будут прижимать везде, где можно, и голландский «Боинг». Министр иностранных дел Голландии не зря прилетал в Россию, видимо, пытался каким-то образом договориться с Москвой, договорился или нет – неизвестно. А финансовые скандалы, при всей внешней значимости, менее существенны как рычаг воздействия на партнёра по переговорам.
Фото: Россия. Екатеринбург. Сувенирные монеты с изображением президента РФ Владимира Путина и надписью "Все будет путем", изготовленные кузнецом Александром Лысяковым. Донат Сорокин/ТАСС