Совершенно очевидно, что вне зависимости от конкретной повестки встречи папы Римского и Владимира Путина уже есть определённая традиция. Она возникла некоторое время назад, в Ватикане был и сменщик Владимира Путина, и лидеры российского государства до него. Это очень интересная и важная историческая тенденция. В XIX веке об этом мечтали, у весьма неглупых людей были даже соответствующие схемы, казалось, что если русский царь встретиться с Папой, то в мире что-то изменится. Тогда эти схемы казались утопиями, но время доказало их справедливость. Встречи должны происходить, причём речь не идёт, конечно, ни об образовании какого-то альянса вроде «антимусульманской лиги», ни об объединении церквей, а просто о взаимопонимании.
Есть оперативная повестка дня — среди предполагаемых тем пресса отмечала и украинскую ситуацию, и межконфессиональные отношения на той же Украине, и положение христиан на Ближнем Востоке, которые подвергаются гонениям. А есть стратегическая — и для понимания происходящего важна именно стратегическая. Конечно, на первом плане Украина и Ближний Восток, но вопрос в том, что делать с этим, исходя из политических установок, которые, так или иначе, опираются на некие ценности. Других ценностей, кроме религиозных, по существу и нет, всё остальное то ценности, то нет, и в такой амбивалентной ситуации происходящее выстраивает интересную долгосрочную перспективу. Речь не идёт о достижении результатов здесь и сейчас: вечер, коммюнике, договор. Мы учимся проектировать на дальнее будущее.
Папа Франциск прежде всего пастор. Он всегда был наравне с человеком, работал с людьми. Папы вообще были разными, среди них были и политики, и дипломаты, и кабинетные учёные, как предыдущий папа Бенедикт. А Франциск, в первую очередь, хорошо видит и понимает, что происходит с человеком, исходя из этого, он выстраивает какие-то более масштабные рассуждения. Например, говоря, что реальность мировой войны — это реальность сегодняшнего дня, что тлеют очаги ненависти, он говорит о человеке, а не о геополитике. И именно такие ценности, соразмерные человеку, его заботят. Когда он выступал в Совете Европы, присутствовавший там председатель Европарламента Мартин Шульц, до этого два раза приезжавший в Ватикан, сказал, что поразительно, как этот человек из другого мира, из Латинской Америки, говорит о Европе так, что европейцам остаётся только завидовать. Он делает это именно потому, что понимает измерение, которое на данный момент в мире практически не замечают, — измерение индивидуальных человеческих запросов.
И в контактах с Россией он следует стратегии апостола Павла, который «был для всех всем», но при этом сохранял себя. Папа со всяким может найти общий язык. Прагматические политические схемы неприложимы к Святому престолу.
Не зная точного содержания беседы, сообщения о которой поступают очень скупо, уже можно сказать, что это — событие-символ, а символы очень важны, так как они многое перестраивают в нашей жизни. Появляется какое-то интегрирующее начало для большой Европы, в которую входит и Россия, которое превышает какие-то конкретные политические тупики, существующие сейчас. Проблема нашего житья-бытья — это «короткие деньги» и быстрые планы, не далее следующего вечера. А такие события дают возможность заглянуть в будущее чуть дальше.
Фото: Италия. Ватикан. 10 июня 2015. Президент РФ Владимир Путин (слева) и папа римский Франциск (справа) во время встречи в Апостольском дворце. Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС