Главный редактор «Ежедневного журнала» Александр Рыклин был допрошен в качестве свидетеля по делу об убийстве Бориса Немцова. Следствие заинтересовалось конфликтом между Немцовым и Кадыровым в 2002 году и угрозами со стороны Кадырова, свидетелем которых был Рыклин. Вот что рассказал об этом допросе главный редактор «Ежедневного журнала»:
В 2002 году мы прилетели в Чечню, где проходил съезд чеченского народа. На нём было запланировано обсуждение будущего республики, новой Конституции. Ахмат Кадыров разослал приглашения руководителям всех парламентских фракций, но принял его только Борис Немцов, возглавлявший тогда фракцию СПС. Он выступил, и сделал это крайне жёстко, говорил, что до того, как принимать Конституцию, надо прекратить практику зачисток в республике, нужно, чтобы наступил какой-то гражданский мир, нужно услышать тех, кто воюет в лесах, и каким-то образом учитывать их позицию.
Конечно, такие речи были восприняты тяжело, ещё пока он выступал, в зале чувствовалось некоторое неодобрение, проявлявшееся в ряде реплик. Но он всё-таки договорил. Надо помнить, что это Кавказ, Немцов – гость из Москвы, высокопоставленный, так что всё закончилось нормально. После этого мы вышли на улицу покурить, и там в стороне стояла группа молодых людей, из которой в адрес Бориса стали доноситься прямые угрозы. У этой группы был явный лидер, позже мне сказали, что это – Рамзан, до того я его не знал. С тех пор прошло много лет, поэтому повторить конкретные формулировки я не могу, но было очевидно, что это угрозы, к которым сам Борис отнёсся очень серьёзно. Серьёзно к ним отнеслись вообще все, в том числе и Ахмат Кадыров, который дал нам охрану. Вместе с ней мы доехали до границы с Ингушетией, не оставшись ночевать в Чечне.
Именно из-за этого эпизода я сегодня и ходил в Следственный комитет. Следователь, который вёл допрос, всё это аккуратно запротоколировал и приобщил к делу. Но следствие может заинтересоваться кем угодно, главное не то, что они сами хотят. Я сегодня беседовал с руководителем следственной группы, генералом Тутевичем, который показался мне человеком, действительно заинтересованным в том, чтобы найти убийц и заказчиков. Вопрос, будет ли у него такая возможность. Он же просто генерал, и всё, понятно, что сегодня есть огромный инструментарий для того, чтобы не дать ему возможности работать в полную силу и допросить всех, кого необходимо. Но то, что след ведёт в Чечню – уже даже не обсуждается, это совершенно очевидно.
Мне сложно судить о качестве работы следователей, я не специалист в этой области, но на данный момент у меня нет сомнений в том, что задержанные люди действительно причастны к делу. А дальше стоит смотреть, насколько удастся провести следственные действия в отношении Руслана Геримеева, вызовут ли на допрос более высокопоставленных руководителей, Делимханова или Кадырова. Москва заняла позицию, при которой органы следствия в своих действиях достаточно свободны. Центральная власть на нынешнем этапе не очень вмешивается, вполне возможно, что это – форма давления на чеченское руководство, которое, с точки зрения Кремля, совершенно разболталось.
Фото Мария Олендская/ЕЖ