Фонд «Династия» закрывается. Просветители Кремлю не нужны
Фонд Дмитрия Зимина «Династия», объявленный Минюстом «иностранным агентом», принял решение о самоликвидации. Решение было принято на заседании Совета «Династии», которое состоялось 5 июля. Накануне Совет по правам человека при президенте РФ выступил с официальным заявлением в связи с внесением фондов «Династия» Дмитрия Зимина и «Либеральная миссия» Евгения Ясина в список «иностранных агентов». Совет при президенте от своего имени принес извинения Зимину и Ясину за этот «оскорбительный ярлык». Однако сам Кремль извиняться не намерен. «У фонда "Династия" была возможность продолжать деятельность, и мы сожалеем, что руководство фонда приняло решение о ликвидации этой организации», — сказал журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он подчеркнул, что «каких-либо запретительных решений в отношении фонда "Династия" не принималось абсолютно». Чиновники старательно делают вид, что не понимают: клеймо «иностранного агента» оскорбительно для человека, который тратил сотни миллионов ежегодно на просветительские программы.
Ситуацию «Ежедневному журналу» комментирует тележурналист, член Совета по правам человека при президенте РФ Николай СВАНИДЗЕ:
Об этой истории нельзя сказать ничего хорошего. Очень уважаемому и очень много сделавшему для страны человеку плюнули в лицо, в ответ он предложил всем «идти лесом». И правильно сделал. Какого чёрта, сказал Дмитрий Борисович Зимин этим решением, я стараюсь для страны, вкладывая свои личные средства, а меня фактически называют американским шпионом. А именно так по традиции улавливается нашим ухом словосочетание «иностранный агент». Ему просто надоела до смерти эта ситуация, и он посоветовал всем заниматься патриотизмом в соответствии с их представлениями о прекрасном, а его от этого уволить. И я могу его понять.
Позицию руководства нашей необъятной родины понять тоже можно. Она такая: если что-то делается отдельно от государства, то это делается против государства. А за государство — только то, что осуществляется по приказу. Никакая автономная общественная деятельность не приветствуется, более того, она наказывается. Это суицидальная позиция.
Президент высказался в том смысле, что, может быть, произошедшее и перегиб, но если бы он действительно так считал, то всё бы быстро поправили. А он, судя по всему, выразился как-то не так. По всей видимости, существует какая-то «сигнальная система», позволяющая понять, когда поступает жёсткий приказ. Если бы его получили, то дали бы задний ход. Этого не произошло, значит, и приказ не поступал. То есть всё с самого начала было целенаправленной акцией.
Никаких рычагов для воздействия на эту ситуацию у научного сообщества нет. Ему самому бы, дай Бог, выжить после того, что сделали с Академией наук. Учёных власть забывает спросить. В этой истории вообще что-то можно было сделать только для того, чтобы «сохранить лицо». Правозащитники, например, пошли по этому пути. Без всяких шансов помочь стране и Дмитрию Борисовичу они предприняли ряд шагов просто для того, чтобы не стоять в стороне.
Фото Марии Олендской/ЕЖ