КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеНеотложный разговор о завтра – 6. О месте и стране

5 АВГУСТА 2015 г. СЕРГЕЙ ШАРОВ-ДЕЛОНЕ

ТАСС

В предыдущих заметках я говорил о том, что мы должны будем сделать вне всяких приоритетов (помочь тем, кто сам себе помочь — увы! — не может) и о главном приоритете — образовании. И поскольку никто с этим спорить особо не стал — честно говоря, даже не ожидал такого консенсуса, — самое время разобраться, куда нам надо скидываться на эти и другие, тоже важные, общие дела.

Давайте начнем не с Москвы или Питера (тут все не так очевидно), а с какого-нибудь маленького городка или вообще сельского поселка. Где все друг друга знают и всё на виду: запойный тракторист Вася, колдобины на единственной заасфальтированной улице, школа постройки как бы не времен Очакова и предыдущего покоренья Крыма, участковый Петя и 20 книжек в поселковой библиотеке.

Сегодня почти все налоги в России стекаются в центр. А уже оттуда... Оттуда они текут по большей части в федеральный бюджет, чуть меньше — в бюджеты субъектов Федерации, и уж совсем жиденькие ручейки дотекают до каждого из мест в качестве трансфертов. То есть по сути — с барского плеча.

Сколько? Сказать непросто — все очень запутанно. Но кое-что увидеть можно. Вот, к примеру, данные по небольшому — 28,5 тыс. человек населения — городу Малоярославцу, Малоярославецкому району, Калужской области и России в целом:



Сразу же оговорюсь, эти цифры не вполне корректны. В них не учтено, за очень сложной «выуживаемостью», распределение пенсионных денег и средств Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), но всё равно они демонстрируют очень яркую картинку: все через центр и всё из центра. Такая пирамида, стоящая «на голове». 

Что же такого неустранимо федерального есть в Малоярославце и его районе, что больше половины денег надо скапливать в федеральном бюджете? А почти ничего: через город проходит автотрасса А-130 Москва-Рославль-Брест и железная дорога на Калугу-Брянск и дальше на Украину, да еще рядом с городом трасса М-3 на Киев. Всё.

Но ведь в Малоярославце помимо трассы А-130 (в городе называющейся Московской улицей, ул. Ленина и Калужской) есть куча других улиц и переулков, на которых, в основном, малоярославцы и живут. И в школы ходят местные. И в детские сады, и в поликлиники, и в магазины, на работу и так далее. И водопровод у них местный, не из столицы, чай, вода течет, и котельные и ТЭЦ свои, не говоря уж о печках. И как всё это им обустраивать и содержать, решать должны они — им тут виднее, чем из Москвы или даже из Калуги. Может, решат плюнуть на все дороги, а всё потратить на обустройство городского парка, чтобы был краше Версаля — им решать.

Но чтобы иметь такую возможность — решать, нужно, чтобы было чем и на что решать. Необходимо, чтобы на местах оставалась львиная доля бюджета. Той самой складчины, на которую скидываются граждане. И не только граждане: местные предприятия тоже пользуются водой из местного же водопровода, их транспорт ездит по местным дорогам и улицам, дети сотрудников ходят в местные школы — и налоги от бизнеса в основной части тоже должны оставаться здесь.

И тогда Государству, Великому и Ужасному, можно будет не задумываться над тем, может ли барышня пройтись по Успенской улице в Малоярославле в туфельках на шпильках или ей нужно болотные сапоги натягивать, чтобы в грязи не утонуть.

А значит, ту самую пирамиду налогов нужно решительно перевернуть, поставив всё с головы на ноги.

Вы скажете, что так не бывает? Еще как бывает! Во вполне благополучных и благоустроенных Соединенных Штатах (специально говорю не о крохотном Люксембурге и даже не о Швейцарии, а тоже об огромной стране), так вот, в Штатах всё именно так и есть: бóльшая часть налогов идет прямиком в бюджеты графств, затем поменьше — в бюджеты штатов, а там уже что останется — в бюджет федеральный, на страшные Пентагоны и ЦРУ и даже на НАСА, отправляющую спутники к Плутону и Юпитеру. И ни один президент Соединенных Штатов ничего изменить не может: десятая поправка к Конституции США ему этого сделать не дает: «Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми ею не запрещено отдельным штатам, сохраняются за штатами либо за народом». Ратифицирована эта поправка уже два с четвертью века назад — 15 декабря 1791 г., и с тех пор не менялась.

А теперь давайте вспомним про участкового Петю (который, кстати, в отличие от сидящих в Москве высоких полицейских начальников знает, что за алкашом трактористом Васей нужно приглядывать, чтобы пьяным за руль не сел), этот Петя где порядок должен поддерживать — в стране или здесь, в Малоярославце, Урюпинске или в Вятских Полянах? Здесь, на месте. И я как-то не сомневаюсь, что местные граждане лучше разберутся, кто гож им в шерифы-участковые, а кто нет. И сами выберут нормального (а ошибутся — переизберут). И отвечать этот шериф Петя за то, что не доглядел и Вася на тракторе снес три забора после двух пол-литр, будет перед избравшими его гражданами — лучшего контроля не сыщешь: ведь это граждане его избрали, то есть наняли на оплачиваемую ими работу по конкурсу!

Кстати, того, кто может их споры решить по-честному в роли мирового судьи, здесь, на местах, знают лучше. Вот пусть и выбирают, договариваясь, что будут принимать его решения, раз уж выбрали.

А как же профессионализм, спросите вы? Ну так он что у участковых, что у судей (и не только у мировых, увы) и сейчас не слишком высок. Но если граждане решат, что вот Иван Иваныч по личным качествам в мировые судьи гож, но специальных знаний не имеет, то можно ему и обучение оплатить вскладчину. А если Иван Петрович сам хочет выдвинуть свою кандидатуру в судьи, то милости просим — обучайтесь за свой счет и вперед, на выборы. И так можно не только с судьями и шерифами!

Конечно, в крупных городах всё сложнее. Хотя бы потому, что в массе никто здесь не знает о достоинствах и недостатках конкретного судьи или полицейского (пока с ним не столкнется, во всяком случае). Но ведь и представительную демократию никто не отменял — есть выбранные нами депутаты, которых мы же и содержим. А будем сами платить налоги, так можно до определенной степени, и в нами определенном объеме, им доверить выбирать. Только вот за то, кого выбрали и как деньги из общего кошелька потратили, им перед нами — а не перед «верхним» начальством — отчитываться придется. Плохо отчитаются — не переизберем.

Тут сразу возникнет вопрос, а нужно ли нам так много полицейских (да и по карману ли)? А то сегодня у нас в МВД служит более 1,3 млн человек, при том из них около 200 тысяч — во внутренних войсках, то есть почти в армии. Да еще в ФСБ, ФСО, СВР около 250 тысяч. Плюс в ЧОПах (что, кстати, говорит о неважной работе полиции) еще набирается не меньше 650 тыс. человек. А надо ли столько? Чтобы по каждой станции московского метро денно и нощно прогуливался едва ли не с десяток полицейских — что они там делают, кроме как в час пик реально «мешают проходу других граждан»?

Уверен, что если в каждом месте мы, граждане, разберемся с тем, сколько и чего нам нужно, то численность полиции быстренько сократится в разы. И останутся только те, кто умеет работать. И платить мы им сможем нормально.

И так со всем: наше дело будет решать, готовы ли мы скинуться, чтобы прямо тут, в соседней школе, классы были по 10-15 человек и учитель мог бы каждому уделять внимание, или не хотим-не можем — и согласны на 30 человек в классе.

Вот здесь роль государства все же нужна — установить некий стандарт-минимум, ниже которого опускаться нельзя. А остальное — наш выбор. Мы его, кстати, и сейчас, в общем-то, худо-бедно реализуем. Только криво, «ногами» — стараясь отправить детей пусть не в ближнюю, но лучшую школу. Потому что сами решать, какая нам школа нужна, не можем. А так сможем — наша складчина. Наше право решать, как наши деньги, которые мы в местный бюджет вложили, тратить и как за них спрашивать, не дожидаясь «золотого дождя» от щедрот Первопрестольной.

А как же быть с тем, что кто-то не платит налоги? Ну да, избирательных прав он лишается, так как скидываться на общее дело не хочет. Ладно, не его, так не его, только это что, на асфальтирование улиц, скажем, остальным вдвое больше придется скидываться? Поначалу — возможно. Но только поначалу. Потому что как только улица заасфальтирована и мост через речку построен, все, кто скидывался, кто признавал это дело общим, участвовал в нем — все этим (асфальтом и мостом) пользуются бесплатно. А остальные, чья хата была сильно с краю — пожалуйста, но платите! И за школу платите, и за поликлинику — много за что найдется. А деньги пойдут в общий котел. Только распоряжаться ими будут исключительно те, кто посчитал общее дело и своим тоже.

Однако в этом месте надо договориться на берегу о том, что если я уплатил налоги в Москве — то и в дальнем посёлке езжу по асфальту и мосту бесплатно. А житель поселка, внесший лепту в местную складчину, бесплатно разъезжает по Москве. Соответственно, тот, кто не готов платить за местные удобства, платит за пользование улицами и мостами в Москве. И так со всем — со школами, больницами, детскими садами. Кто не участвовал в складчине у себя дома — платит за то, что сделано на складчину остальных. Всюду. А тот, кто скидывался на общее дело у себя — пользуется этим же опять же повсюду.

Если об этом договоримся — станем страной. Нет — превратимся в кучу мелких бароний. А скорее в кучу мелких Кущевок.

Выбор за нами.



Фото ТАСС/ Артем Геодакян


Версия для печати