В российской медиаиндустрии на минувшей неделе развернулась битва, равной которой давно не было. Историю вопроса мы на «ЕЖе» отслеживали. Владимир Киселев, продюсер ВИА «Земляне» и основатель фонда «Федерация» инициировал покупку холдинга «Русская медиагруппа», в который входит «Русское радио»,DFM, Хит-FM, «Максимум», «Монте-Карло». Покупатель — ФГУП «Госконцерт». Идея Киселева в том, чтобы создать «инкубатор русских эстрадных звезд», причем звезд патриотической направленности.
То есть те, что есть, они либо не звезды, либо какой-то другой направленности, не патриотической. И вот на прошлой неделе последовал ответ. Большая группа музыкальных исполнителей и продюсеров написали Путину письмо с просьбой не допустить продажи холдинга «Русская медиагруппа» этому самому ФГУПу «Госконцерт».
Журнал «Форбс» приводит выборочный перечень подписантов, снабдив каждого двумя параметрами капитализации: певец и депутат Госдумы Иосиф Кобзон, певцы Филипп Киркоров (№2 в рейтинге знаменитостей, доход $10,4 млн), Григорий Лепс (№3 в рейтинге, $2,2 млн), Стас Михайлов (№14, $3,6 млн), Николай Басков (№ 9, $7,4 млн), Дима Билан (№ 10, $3,8 млн), а далее уже без рейтингов и доходов: Николай Расторгуев, Анна Нетребко, Тимати, продюсеры Игорь Крутой, Иосиф Пригожин и масса другого народа, чья капитализация, видимо чуть поменьше.
Чувствуете, какая мощь собрана, чтобы противостоять этой сделке? Все эти звезды повышенной яркости и запредельной стоимости наябедничали Путину, что находиться в этом киселевском инкубаторе отказываются. Кроме того, звезды пожаловались президенту, что сделка носит грабительский характер, поскольку заявленная цена в три раза ниже рыночной.
Это еще не все. Пресс-секретарь Путина, Дмитрий Песков, к которому обратились за помощью взволнованные звезды, посоветовал им обратиться к владельцам «Русской медиагруппы». Но там тоже растерянность и явный испуг. Генеральный директор и владелец 22% холдинга РМГ Сергей Кожевников заявил протест против предстоящей сделки по созданию инкубатора патриотических звезд: «В России уже есть патриотически настроенные артисты, которые, например, с риском попасть под санкции, устраивают концерты в Крыму». Главные владельцы «РМГ», Леонид Федун и Вагит Алекперов, люди весьма увесистые, пока хранят молчание.
А инициатор всей этой бучи, Владимир Киселев, уверен в победе. В интервью радио «Говорит Москва» он буквально порвал своих оппонентов: «Почему на радио должны быть одни и те же люди?.. Они в катафалках хотят уезжать с ротации? И второй момент: 53 радио крутится, где хотите. Не хотите „Русское радио“, идите в другое. Хотите „Русское радио“—принесите нормальную песню».
Вся эта история говорит о том, как устроена путинская Россия, больше, чем любое фундаментальное исследование. Вот есть человек, его зовут Владимир Киселев. Он захотел, чтобы государственная структура, ФГУП «Госконцерт», к которой он формально не имеет никакого отношения, купила частный медиахолдинг по цене в три раза меньше рыночной. Руководство и владельцы холдинга, естественно, против. Партнеры тоже. Но они, вместо того чтобы либо публично назвать Владимира Киселева идиотом и клоуном, послать его лесом или просто не обращать внимания на странное поведение странного гражданина, пишут письмо президенту страны, чтобы он заступился.
Предлагаю мысленный эксперимент. Однажды, плохо выспавшись, я потребую, чтобы Газпром продал телекомпанию НТВ «Ежедневному журналу», аргументируя это тем, что готовы создать «инкубатор настоящих патриотических журналистов» (что, кстати, актуально). Цену сейчас затрудняюсь назвать, но полагаю, что если Рыклин поднатужится, читатели подсобят да еще я свою пенсию добавлю, то полмиллиона рублей мы все вместе потянем. Да, это несколько меньше рыночной цены, но ведь и мотив у нас государственной важности. Как вы думаете, будет Эрнст собирать подписи под письмом президенту, чтобы отбиться от этой гипотетической напасти?
Причина, по которой Владимир Владимирович Киселев воспринимается как реальная угроза, способная перевесить все рейтинги и капитализации всех этих кобзонов-киркоровых и федунов-алекперовых, родом из первой половины 90-х. Именно тогда Владимир Владимирович Киселев и Владимир Владимирович Путин указом Собчака были введены в состав комитета фестиваля «Белые ночи». Поураганили тогда неслабо. Киселева даже в 1994-м допрашивали в рамках расследования по делам тамбовско-малышевской ОПГ, в связи с тем, что эти лихие ребята решили поддержать «Белые ночи» награбленным имуществом.
Владимир Владимирович Киселев сегодня отрицает знакомство с Владимиром Владимировичем Путиным. И правильно делает, поскольку доказывает этим, что знает одно из главных понятий: верхнего не сдавать. Это понятие одинаково незыблемо входит и в нормативную систему бюрократии и в так называемую систему понятий криминального мира.
Продолжим следить за судьбой холдинга «РМГ». Не потому, что она так уж важна, ведь по большому счету какая разница, кто будет отравлять вкус россиян своими песнями: Иосиф Кобзон или птенцы киселевского инкубатора. Но судьба «РМГ» позволит точнее определить курс конвертации разных валют, ходящих сегодня на российском административном рынке.
Фото: Глава благотворительного фонда "Федерация" Владимир Киселев во время музыкального фестиваля "Белые Ночи Санкт-Петербурга" у Ледового Дворца. ТАСС/ Руслан Шамуков