КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеХроника одной победы, объявленной заранее

27 ЯНВАРЯ 2006 г. ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА
коллаж ЕЖ
ТРК «Петербург» выиграла конкурс на право телевизионного вещания в 41 регионе страны. Иного результата от состоявшегося в минувшую среду заседания Федеральной конкурсной комиссии (ФКК) не ждал никто. Слишком уж было очевидно, что и данный конкурс, и выставленный на него уникальный пул частот подготовлены под заранее известного победителя.

Подконтрольная Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране памятников культурного наследия (Росохранкультуре), нынешняя ФКК раз за разом принимает решения, согласованные «с вышестоящими организациями». А, точнее, этими организациями инициированные. Так было прошлой весной, когда лицензия на вещание в ряде регионов была отдана каналу «Звезда», главным телевизионным достоинством которого на тот момент была лишь принадлежность Министерству обороны. Та же ситуация сложилась и осенью, когда на кону оказался невиданный пул частот сразу в 41 регионе страны. Такого «сладкого пирога» прежде никогда не разыгрывали.

Объявление условий конкурса удивительным образом совпало по времени с президентским пожеланием видеть телеканал «Петербург» общефедеральным. И уже тогда, сопоставив президентское высказывание с условиями назначенного на 25 января конкурса, телеаналитики не выразили ни малейших сомнений в том, что право стать «каналом российских регионов» получит ТРК «Петербург». Члены ФКК пытались разубедить их в этом, доказывая, что ничего еще не решено. Глава Росохранкультуры Борис Боярсков уже накануне голосования заявлял, что на конкурс «представлены очень интересные, серьезные концепции». А один из «нечиновных» членов ФКК Эдуард Сагалаев говорил, что конкуренты ТРК «Петербург» «настолько мощные игроки», что «ни один из них не стал бы выступать в качестве марионетки». Но в искренность всех этих утверждений верилось с трудом.

Появившееся в среду днем на лентах информационных агентств сообщение об итогах голосования ФКК лишь подтвердило прогнозы. «Петербург», разумеется, победил. При мягком рейтинговом голосовании из 9 членов комиссии за концепцию канала «Домашний» проголосовали 6 человек, а за концепцию ТРК «Петербург» — 8. За бортом кроме «Домашнего» остались и армейская «Звезда», и предложенный REN TV канал «Семейный», и профессионалы регионального телевидения из Национального телевизионного синдиката, и детский канал в версии MTV Russia.

У всех участников действительно были интересные концепции, но не оказалось главного — другие каналы не принадлежат личным друзьям президента. А ТРК «Петербург» принадлежит. После того как администрация Санкт-Петербурга перестала быть главным и единственным хозяином своей телекомпании, совладельцами ТРК «Петербург» стали «Северсталь-групп», инвестиционная структура принадлежащего Юрию Ковальчуку питерского банка «Россия» и ООО «Прибой» — одно из подразделений Балтийской медиагруппы, где главой Олег Руднов. Именно Ковальчук и Руднов и являются давними друзьями президента Путина.

Но прежде чем рассуждать на тему, хорошо это или плохо, что «каналом российских регионов» станет именно питерский, позволю себе небольшое отступление на тему конкурсного распределения телевизионных частот в России.

В перелопатившие все отечественное телевидение 90-е годы частоты вещания — главное телевизионное богатство –– распределялись не иначе как по высочайшему повелению. Наиболее яркий пример – передача четвертой кнопки каналу НТВ указом президента Ельцина. Нынче, когда с поры подписания того указа минуло более 10 лет, все основные участники тех событий уже не скрывают, что кнопка была отдана НТВ в обмен на поддержку политики президента.

По той же схеме частоты раздавались до 1997 года, когда в телевизионном сообществе из-за них разгорелся первый скандал. Терпение профессионалов лопнуло, когда дециметровую частоту получила ничем себя на тот момент не зарекомендовавшая компания «Дарьял-ТВ», которая принадлежала известному детективщику Аркадию Вайнеру и его дочери Наталье Дарьяловой. В газете «Известия» появилась статья телекритиков Ирины Петровской и Анны Качкаевой, впервые раскрывающая механизм закулисной раздачи частот.

Вскоре после этого при ведомстве министра Лесина и была образована Федеральная конкурсная комиссия, которой вменялось в обязанность привести дело раздачи частот если не в цивилизованный, то хотя бы в пристойный вид. Чиновников в той комиссии было больше, чем независимых экспертов (таких, как Владимир Познер, Всеволод Вильчек, Манана Асламазян), к тому же право решающего голоса в спорных ситуациях принадлежало самому министру Лесину, что вряд ли позволяло надеяться на независимость решений. Но все же процесс дележа большого пирога телевизионного вещания был выведен из тени на свет.

Свет этот ничего особо не изменил. Ни одно решение ФКК не шло в разрез с интересами власти — их отстаивали и министерство, и лично министр. В мае 2000 года на конкурс была выставлена метровая частота, занимаемая каналом ТВЦ, на которую одновременно претендовала телекомпания «ВИД». В тот год возможность обыграть канал попавшего в кремлевскую немилость столичного мэра казалась настолько реальной, что «видовцы» уже заказали в отеле «Балчуг» банкет, приметы которого можно было разглядеть в кадре выходившей тогда в прямом эфире программы Александра Любимова «Здесь и сейчас». Но накануне конкурса Лужков пообедал в кафе «Пушкин» с Лесиным, и московский канал в битве за кнопку устоял. Решающим оказался именно голос министра, который при ничейном результате склонил чашу весов в пользу ТВЦ.

Следующая волна интереса к деятельности ФКК была вызвана конкурсом на шестую кнопку, принудительно освобожденную от принявшего к себе команду старого НТВ канала ТВ-6. Тот конкурс стал достойным образцом закулисной челночной дипломатии. Кто только ни выполнял роль посредника между определяющим решение ФКК Михаилом Лесиным и представляющим УЖК (Уникальный журналистский коллектив) Евгением Киселевым. Сложная многоуровневая структура пула инвесторов, надстроенная идеологическим органом в виде «Медиасоциума», была тщательно согласована в Кремле. Что успехов каналу ТВС не принесло, но частоту выиграть позволило.

Третья нашумевшая история случилась в ноябре 2002 – марте 2003 года, когда на конкурс была выставлена частота все того же «Дарьял-ТВ». Правда, к тому времени Дарьяловы успешно продали свой бизнес известной шведской медийной структуре. Переименованному в ДТВ каналу, к неприятному удивлению новых владельцев, пришлось отстаивать свою частоту в битве с таким гигантом, как «Первый канал». Шведам помогли остатки представлений о важности цивилизованного бизнеса: мол, негоже подставлять несчастных европейцев, иначе никакие инвестиции в российскую медийную отрасль больше не придут. В тот раз, к удивлению многих, «цивилизованный бизнес» взял верх над «государственностью» «Первого».

Но прежняя ФКК закончилась вместе со старым министерством печати. А новая комиссия, созданная при Росохранкультуре, никакими самостоятельными решениями или хотя бы видимостью таковых пока не прославилась.

Теперь о новом канале, который должен стать каналом «российских регионов». Возможно ли это? Теоретически ничего невозможного нет. Но на практике слишком сложно представить, что сюжеты из губернаторской жизни Валентины Матвиенко заинтересуют зрителей из Биробиджана или города Шахты Ростовской области. Концепция регионального вещания изначально хрупка. То, что вызывает интерес в Якутске, не тронет жителя Новороссийска, а зрителей Назрани не всегда волнует то же, что и зрителей Горноалтайска. К тому же нынешнее содержание вещания ТРК «Петербург» далеко от того, чтобы удовлетворить интересы даже зрителей собственного города, не то что всей страны.

И еще одно. Выигранный частотный пул потребует от своих новых владельцев огромных финансовых вложений. Большинство передатчиков в предполагаемых регионах вещания маломощные, а шесть из частот и вовсе находятся в стадии разработки. Так что за эту победу «Петербургу» придется еще платить и платить. Сможет ли питерский канал стать действительно федеральным или останется лишь дорогим подарком, чья красивая «статусная» упаковка не сможет скрыть изъянов содержания? Этот вопрос пока остается без ответа.
Обсудить "Хроника одной победы, объявленной заранее" на форуме
Версия для печати