Спешно переброшенная в Сирию российская авиация начала наносить точечные удары по позициям боевиков Исламского государства. За несколько часов до этого Совет Федерации дал разрешение Путину на использование российских военно-воздушных сил в Сирии, а Путин пообещал не «погружаться в этот конфликт с головой». «Наши действия будут осуществляться строго в заданных рамках. Во-первых, мы будем поддерживать сирийскую армию исключительно в ее законной борьбе именно с террористическими группировками, во-вторых, поддержка будет осуществляться с воздуха без участия в наземных операциях», - заявил Путин на созванном совещании с правительством. Необходимость участия российских войск в этой войне Путин пояснил тем, что лучше вести войну на чужой территории (территории, захваченной террористами), не дожидаясь, когда «они придут в наш дом».
По сообщению российского Министерства обороны, самолеты Военно-космических сил РФ совершили 20 боевых вылетов и уничтожили пункты управления боевиков ИГИЛ в горах Сирии. В сообщении подчеркивается, что оружие не применялось вблизи объектов гражданской инфраструктуры. Помимо пунктов управления, российская авиация нанесла удары по складам оружия и боеприпасов, горюче-смазочных материалов, а также по складам военной техники. Официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков утверждает, что удары наносились после проведения воздушной разведки и уточнения данных, полученных от штаба сирийской армии.
Обращает на себя внимание, что все российские официальные комментарии, включая выступление Путина на совещании с кабинетом министров, подчеркивают, что военная операция силами военно-космических сил РФ, в отличие от авиаударов США, Франции и Австралии, не противоречит нормам международного права. Если международная коалиция не получила ни санкции ООН, ни официальной просьбы правительства Сирии о военном вмешательстве, то Россия начала действовать после обращения правительства Асада и координирует свои действия с правительственными войсками. Именно им, по мысли Путина, отводится основная роль в наземной операции против боевиков. Россия же обеспечивает поддержку с воздуха и поставки оружия и боеприпасов.
Стремительность, с которой развиваются события, похоже, обескуражила потенциальных союзников России по борьбе с Исламским государством. Так, замглавы Пентагона Роберт Уорк заявил, что в его ведомстве серьезно обеспокоены «агрессивными» действиями российской армии. В Пентагоне явно думали, что после встречи Путина и Обамы будут долгие переговоры и консультации между двумя военными ведомствами, выработка общей стратегии и тактики. А вместо этого за несколько часов до начала операции Россия потребовала от США прекратить полеты американских военных самолетов в воздушном пространстве Сирии, не особенно обременяя себя дополнительными разъяснениями.
Все это вполне укладывается в образ действий, который культивируется Путиным все последние годы. Он привык ставить Запад перед фактом, действуя стремительно и не всегда предсказуемо. Военная операция в Грузии, присоединение Крыма – эти маленькие победоносные войны, помогающие поддерживать рейтинг Путина на достойном зависти уровне, требуют продолжения. Ставка в сирийской операции явно делается на блицкриг. Верные Асаду войска при поддержке российской авиации должны в считанные дни или недели добиться серьезных военных успехов. Если же этого не произойдет, всегда можно свернуть операцию, благо основную тяжесть наземной операции берут на себя сирийские правительственные войска.
Зато в случае успеха Путин получает возможность «научить» страны Запада, как нужно воевать с ИГИЛ, и далеко не последнее место в атитеррористической коалиции, перестает быть парией и снова становится «рукопожатным» в приличном обществе. А там, глядишь, и на Крым глаза закроют, особенно если на Юго-Востоке Украины стрельба не возобновится.
Так что зачем Путину понадобился сирийский «блицкриг», понятно. Другое дело Россия, которая нежданно-негаданно оказалась втянута еще в одну войну, и эта война вовсе не обязательно будет короткой и победоносной. И уж в любом случае дешевой она точно не будет. Присоединение Крыма, необходимость кормить марионеточные режимы в Донецке и Луганске вылились в многомиллиардные дополнительные расходы российского бюджета, а также в цинковые гробы российских «отпускников», воевавших против украинской армии. Военная операция в Сирии грозит стране новыми жертвами. Жертвами , которые лягут на алтарь путинского рейтинга.
Фото: 20.09.2015. Сирия. Последствия авиаударов в Алеппо / Karam Almasri / Zuma\TASS