Хозяева страны
12 декабря 2017 г.
Шансы у радикальной реформы правительства невелики
16 ОКТЯБРЯ 2015, АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

ТАСС

В стране готовится новая административная реформа. В настоящее время в аппарате правительства идет подготовка итогового документа с предложениями относительно оптимизации деятельности министерств и ведомств, который должен лечь на стол Путина. РБК удалось ознакомиться с рабочими материалами, которые были представлены в экспертный совет при правительстве и могут лечь в основу итогового доклада. По сведениям издания, оптимизация может вылиться в масштабную реформу, в результате которой будет упразднено 6 министерств и 11 федеральных агентств. Большая часть их функций будет передана в укрупненные министерства, часть — в 9 крупных федеральных надзорных ведомств. Так, расформированы могут быть Минрегионразвития и Министерство по развитию Дальнего Востока, Минсвязи, Минэнерго, Минспорта, а также Министерство труда и социального развития. Кроме того, самостоятельный юридический статус могут получить Администрация президента и аппарат правительства. По оценке правительственного источника, эти меры помогут экономить 4,5 миллиарда рублей в год на содержании аппарата федеральных чиновников.

Готовящуюся административную реформу «Ежедневному журналу» прокомментировал политолог, заместитель директора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН:

Предложение внесло Открытое правительство. В нем три основных момента: сокращение числа министерств, появление новых надзоров, которые будут подчинены непосредственно главе кабинета, а также упразднение 11 федеральных агентств. Понятно, что речь идёт, с одной стороны, о мерах по экономии в связи с кризисом — по крайней мере, представляться они могут именно так. Кроме того, передача надзорных функций служит усилению главы правительства, так как он получит в свои руки достаточно серьёзный ресурс.

Что касается агентств, то сама трёхступенчатая система, которая сейчас существует, когда есть министерства, федеральные службы и федеральные агентства, была создана в 2004 году. Тогда прошла предыдущая большая административная реформа. По идее, министерства должны были заниматься общей политикой в отрасли, федеральные службы выполнять контрольные функции, а агентства заниматься реализацией конкретных проектов. Схема была в значительной степени взята у Маргарет Тэтчер, у которой независимые агентства успешно работали.

Но у нас, как выяснилось, не Англия, и сразу же выявились две проблемы. Во-первых, надзорные службы оказались в ведении соответствующих министерств. То есть они их контролируют, но при этом — подчиняются министрам. Были разные предложения, как это исправить, например, переподчинить их другим, соседним, министрам, но из опасений, что это будет стимулировать аппаратную войну внутри правительства, от такой идеи отказались.

Вторая проблема — не произошло чёткого разделения между министерством и агентством, в соответствии с советской и русской традицией министерство продолжило отвечать за всё. В каких-то случаях агентства пытались реализовать свои амбиции, но у них ничего не получилось, министерства по сути полностью определяют деятельность агентств. То есть эта система на практике всё больше стала напоминать старую систему, хотя и выглядела иначе.

Теперь агентства предлагают просто присоединить к министерствам, чтобы юридически оформить то, что уже де-факто происходит. А надзоры, вместо того чтобы подчиняться тем министрам, за которыми они и должны наблюдать, будут переподчинены премьер-министру. Это одновременно повысит их статус и даст дополнительный аппаратный ресурс главе правительства.

Насколько всё это реализуемо? Предыдущая реформа была проведена при только что вступившем в должность и достаточно слабом премьере Фрадкове. Она была, конечно, инициирована не им, а Кремлём, главный её сторонник Дмитрий Козак даже перешёл в аппарат правительства для наблюдения за ходом преобразований. Поэтому сейчас правительство может что-то предлагать, но, если Кремль не поддержит, ничего не будет реализовано.

Вопрос о том, насколько Кремль заинтересован в реальном расширении полномочий Медведева. То, что происходит сейчас, это скорее «виртуальное усиление». Медведев стал чаще появляться по телевизору, встретился с президентом в неформальной обстановке. Получил орден «За заслуги перед отечеством» первой степени, второй по значению орден России. Путин предложил его в качестве главы делегации для обсуждения с США проблемы Сирии, а в 2016 году Медведев может возглавить список «Единой России». Но реально это не даёт ему никаких полномочий. Та же поездка в США была бы для Медведева совершенно расстрельной, если бы американцы согласились. Патриоты стали бы обвинять его в том, что он «сдал» Асада, как уже обвиняют в сдаче Муаммара Каддафи. «Единой России» же его фамилия в списке голосов не прибавит, может быть, даже убавит, зато обременит дополнительной ответственностью.

Однако у Медведева есть желание, чтобы усиление было не совсем виртуальным. Вряд ли Открытое правительство, его проект, могло бы что-то предложить без его ведома. А какой у нас основной способ реально усилить своё положение? Только получить дополнительные возможности для контроля. Кто контролирует, тот и управляет ресурсами.

Ещё один важный момент связан с тем, что такое само Открытое правительство. Оно было создано для того, чтобы генерировать идеи и обеспечивать связь правительства с обществом, но по сути это экспертный орган. Причём его влияние, как и влияние самого премьера, не очень высоко, и его часто предлагают вообще упразднить, мотивируя это тем, что если уж экономить, то можно сэкономить на Открытом правительстве.

Так что реализация поступившего предложения была бы выгодна Медведеву, но реально полностью зависит от Путина. Сейчас, однако, крупная административная реформа, которая затронет интересы крупных игроков и усилит премьера, кажется маловероятной. Нельзя исключать, что какие-то корректировки в правительстве могут быть, и кадровые, и структурные. Но тот факт, что это предложение внёс не сам Медведев, для которого это был бы ответственный и обязывающий шаг, а Открытое правительство и имя премьера непосредственно под ним не стоит, свидетельствует о том, что шансы на проведение этой реформы не велики.

Причём шансы уменьшаются ещё и в связи с тем, что информация была обнародована сейчас и в таком формате. Обычно такие доклады становятся достоянием общественности в удобное для инициаторов время. Неожиданное появление этой новости авторам, конечно, невыгодно. Они не подготовлены к тому, что проект надо отстаивать, его не представили президенту, а по нашим неформальным правилам подобный проект до того, как с ним ознакомился глава государства, в СМИ не продвигают. Не случайно Абызов только что заявил, что Открытое правительство ничего не предлагало, по сути дела отмежевавшись от него. Это не значит, что документ ерунда, но очевидно, что для самого Абызова и Открытого правительства появление новости стало неожиданностью.


Фото Денис Вышинский/ТАСС

 












  • Виктор Литовкин: Мы можем компенсировать отсутствие БЖРК другими стратегическими ракетными комплексами: шахтами, авиационными и морскими ракетами.

  • «Независимая газета»: Ракетный поезд "Баргузин" сошел с рельсов. «Новые Известия»: «Баргузин», скорее всего, пал жертвой нынешних экономических трудностей

  • lj periskop: Что же касается нынешнего сообщения о закрытии темы БЖРК ... то я думаю, что на 99% это решение, если оно принято - результат выделения главных приоритетов в РВСН 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Эй, «Баргузин», поворачивай взад
4 ДЕКАБРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Время – честный человек, писал Бомарше. Финансовый кризис – тоже честный человек. Рано или поздно, вопреки понтам и амбициям, выясняется – денег, как ни пыжься, нет. Их хватает только на самое необходимое, а отнюдь не на самое желаемое. «Российская газета» вышла с сенсационным материалом. Высокопоставленный представитель оборонно-промышленного комплекса сообщил изданию: «Разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения прекращена. Тема закрыта, во всяком случае, на ближайшую перспективу». Речь идет о том, что поставлен крест на очередной попытке подпустить американцам ежа в штаны.
Прямая речь
4 ДЕКАБРЯ 2017
Виктор Литовкин: Мы можем компенсировать отсутствие БЖРК другими стратегическими ракетными комплексами: шахтами, авиационными и морскими ракетами.
В СМИ
4 ДЕКАБРЯ 2017
«Независимая газета»: Ракетный поезд "Баргузин" сошел с рельсов. «Новые Известия»: «Баргузин», скорее всего, пал жертвой нынешних экономических трудностей
В блогах
4 ДЕКАБРЯ 2017
lj periskop: Что же касается нынешнего сообщения о закрытии темы БЖРК ... то я думаю, что на 99% это решение, если оно принято - результат выделения главных приоритетов в РВСН 
Власть без головы, церковь без бога
1 ДЕКАБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В последние дни ноября в России состоялось два мероприятия, в которых проявились некоторые характеристики духовной и светской властей этой страны. Оба мероприятия были традиционными, чуть было не написал «ритуальными», но вовремя спохватился, что прилагательное «ритуальное» следует в свете  последних событий упоминать крайне осторожно. Глава правительства России Дмитрий Медведев 30.11.2017 дал большое интервью пяти российским телеканалам, а в ХСС с 29.11 по 2.12.2017 проходит Архиерейский собор. Несмотря на различный статус, у этих двух мероприятий есть общие черты. О них – в конце колонки. 
Прямая речь
1 ДЕКАБРЯ 2017
Дмитрий Орешкин: Всё, что, собственно, говорил Медведев – это шум морского прибоя. Замечательно, красиво, но не имеет никакого практического смысла...
В СМИ
1 ДЕКАБРЯ 2017
ТАСС: Архиерейский собор Русской православной церкви выразил готовность начать переговоры с непризнанной Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП)
В блогах
1 ДЕКАБРЯ 2017
Alexandr Pugin: Живет наш премьер в своем волшебном офигительном мире, где все замечательно и очень комфортно. По всей видимости угрозы замены он не чувствует...
«Железная маска», или Тайная дочь диктатора
29 НОЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Про то, что глава компании «Иннопрактика» Катерина Тихонова — это дочь Путина, заявляли давно и многие. С одной повторяющейся особенностью. Если автором данного свидетельства становился человек статусный, то этот человек от своих слов немедленно отрекался. Ибо все статусные, то есть официальные лица в России, хорошо знают, как быстро можно стать лицом неофициальным, о чем еще бывший регент Коровьев предупреждал Никанора Ивановича Босого. Очередное свидетельство с последующим опровержением сделал коллега Тихоновой по Всемирной конфедерации рок-н-ролла Манфред Мохаб, который в беседе с корреспондентом Reuters несколько раз подтвердил, что Тихонова, которая также является одним из руководителей Всемирной конфедерации рок-н-ролла, — это дочь Путина.
Прямая речь
29 НОЯБРЯ 2017
Лев Рубинштейн: Ему важно показать, что властитель — как горный орёл, один на скале. Это ещё народный образ. Потому что если есть семья, то ты вроде как уязвим и слаб.