Хозяева страны
22 июня 2018 г.
Шансы у радикальной реформы правительства невелики
16 ОКТЯБРЯ 2015, АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

ТАСС

В стране готовится новая административная реформа. В настоящее время в аппарате правительства идет подготовка итогового документа с предложениями относительно оптимизации деятельности министерств и ведомств, который должен лечь на стол Путина. РБК удалось ознакомиться с рабочими материалами, которые были представлены в экспертный совет при правительстве и могут лечь в основу итогового доклада. По сведениям издания, оптимизация может вылиться в масштабную реформу, в результате которой будет упразднено 6 министерств и 11 федеральных агентств. Большая часть их функций будет передана в укрупненные министерства, часть — в 9 крупных федеральных надзорных ведомств. Так, расформированы могут быть Минрегионразвития и Министерство по развитию Дальнего Востока, Минсвязи, Минэнерго, Минспорта, а также Министерство труда и социального развития. Кроме того, самостоятельный юридический статус могут получить Администрация президента и аппарат правительства. По оценке правительственного источника, эти меры помогут экономить 4,5 миллиарда рублей в год на содержании аппарата федеральных чиновников.

Готовящуюся административную реформу «Ежедневному журналу» прокомментировал политолог, заместитель директора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН:

Предложение внесло Открытое правительство. В нем три основных момента: сокращение числа министерств, появление новых надзоров, которые будут подчинены непосредственно главе кабинета, а также упразднение 11 федеральных агентств. Понятно, что речь идёт, с одной стороны, о мерах по экономии в связи с кризисом — по крайней мере, представляться они могут именно так. Кроме того, передача надзорных функций служит усилению главы правительства, так как он получит в свои руки достаточно серьёзный ресурс.

Что касается агентств, то сама трёхступенчатая система, которая сейчас существует, когда есть министерства, федеральные службы и федеральные агентства, была создана в 2004 году. Тогда прошла предыдущая большая административная реформа. По идее, министерства должны были заниматься общей политикой в отрасли, федеральные службы выполнять контрольные функции, а агентства заниматься реализацией конкретных проектов. Схема была в значительной степени взята у Маргарет Тэтчер, у которой независимые агентства успешно работали.

Но у нас, как выяснилось, не Англия, и сразу же выявились две проблемы. Во-первых, надзорные службы оказались в ведении соответствующих министерств. То есть они их контролируют, но при этом — подчиняются министрам. Были разные предложения, как это исправить, например, переподчинить их другим, соседним, министрам, но из опасений, что это будет стимулировать аппаратную войну внутри правительства, от такой идеи отказались.

Вторая проблема — не произошло чёткого разделения между министерством и агентством, в соответствии с советской и русской традицией министерство продолжило отвечать за всё. В каких-то случаях агентства пытались реализовать свои амбиции, но у них ничего не получилось, министерства по сути полностью определяют деятельность агентств. То есть эта система на практике всё больше стала напоминать старую систему, хотя и выглядела иначе.

Теперь агентства предлагают просто присоединить к министерствам, чтобы юридически оформить то, что уже де-факто происходит. А надзоры, вместо того чтобы подчиняться тем министрам, за которыми они и должны наблюдать, будут переподчинены премьер-министру. Это одновременно повысит их статус и даст дополнительный аппаратный ресурс главе правительства.

Насколько всё это реализуемо? Предыдущая реформа была проведена при только что вступившем в должность и достаточно слабом премьере Фрадкове. Она была, конечно, инициирована не им, а Кремлём, главный её сторонник Дмитрий Козак даже перешёл в аппарат правительства для наблюдения за ходом преобразований. Поэтому сейчас правительство может что-то предлагать, но, если Кремль не поддержит, ничего не будет реализовано.

Вопрос о том, насколько Кремль заинтересован в реальном расширении полномочий Медведева. То, что происходит сейчас, это скорее «виртуальное усиление». Медведев стал чаще появляться по телевизору, встретился с президентом в неформальной обстановке. Получил орден «За заслуги перед отечеством» первой степени, второй по значению орден России. Путин предложил его в качестве главы делегации для обсуждения с США проблемы Сирии, а в 2016 году Медведев может возглавить список «Единой России». Но реально это не даёт ему никаких полномочий. Та же поездка в США была бы для Медведева совершенно расстрельной, если бы американцы согласились. Патриоты стали бы обвинять его в том, что он «сдал» Асада, как уже обвиняют в сдаче Муаммара Каддафи. «Единой России» же его фамилия в списке голосов не прибавит, может быть, даже убавит, зато обременит дополнительной ответственностью.

Однако у Медведева есть желание, чтобы усиление было не совсем виртуальным. Вряд ли Открытое правительство, его проект, могло бы что-то предложить без его ведома. А какой у нас основной способ реально усилить своё положение? Только получить дополнительные возможности для контроля. Кто контролирует, тот и управляет ресурсами.

Ещё один важный момент связан с тем, что такое само Открытое правительство. Оно было создано для того, чтобы генерировать идеи и обеспечивать связь правительства с обществом, но по сути это экспертный орган. Причём его влияние, как и влияние самого премьера, не очень высоко, и его часто предлагают вообще упразднить, мотивируя это тем, что если уж экономить, то можно сэкономить на Открытом правительстве.

Так что реализация поступившего предложения была бы выгодна Медведеву, но реально полностью зависит от Путина. Сейчас, однако, крупная административная реформа, которая затронет интересы крупных игроков и усилит премьера, кажется маловероятной. Нельзя исключать, что какие-то корректировки в правительстве могут быть, и кадровые, и структурные. Но тот факт, что это предложение внёс не сам Медведев, для которого это был бы ответственный и обязывающий шаг, а Открытое правительство и имя премьера непосредственно под ним не стоит, свидетельствует о том, что шансы на проведение этой реформы не велики.

Причём шансы уменьшаются ещё и в связи с тем, что информация была обнародована сейчас и в таком формате. Обычно такие доклады становятся достоянием общественности в удобное для инициаторов время. Неожиданное появление этой новости авторам, конечно, невыгодно. Они не подготовлены к тому, что проект надо отстаивать, его не представили президенту, а по нашим неформальным правилам подобный проект до того, как с ним ознакомился глава государства, в СМИ не продвигают. Не случайно Абызов только что заявил, что Открытое правительство ничего не предлагало, по сути дела отмежевавшись от него. Это не значит, что документ ерунда, но очевидно, что для самого Абызова и Открытого правительства появление новости стало неожиданностью.


Фото Денис Вышинский/ТАСС

 












  • Андрей Колесников: Невозможно вовлечь в бойкот достаточно большое число членов ФИФА. Кроме того, многие опасались, что это может привести к ожесточению лично Путина...

  • Медуза: Сайты региональных управлений МВД за несколько дней до чемпионата мира по футболу перестали публиковать на своих сайтах «негативные» новости.

  • Ivan Beliaev: Я понял, больше всего за бойкот чемпионата мира выступают те, кто уже очень удачно бойкотировал мартовские выборы. От одного успеха к другому!

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Чемпионат по футболу в России – триумф воли Путина
14 ИЮНЯ 2018 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
14 июня в Москве стартует Чемпионат мира по футболу. То, что главный спортивный праздник планеты, который проводится раз в четыре года, нынче состоится в России – наглая и циничная насмешка над идеалами свободного мира, над либеральными ценностями, над усилиями Запада окоротить путинский режим, попытками обезопасить мир от хищнических устремлений современной российской власти. Тут важно отметить, что на такое крайнее унижение Запад пошел добровольно, с полным осознанием собственной ответственности. Никто не убедит меня в том, что, если бы Трамп, Мэй, Меркель и Макрон однажды бы пришли к согласованному решению, что Чемпионат мира по футболу в путинской России не должен случиться, то мы сегодня все равно стали бы свидетелями всемирного праздника в одной отдельно взятой тоталитарной стране.
Прямая речь
14 ИЮНЯ 2018
Андрей Колесников: Невозможно вовлечь в бойкот достаточно большое число членов ФИФА. Кроме того, многие опасались, что это может привести к ожесточению лично Путина...
В СМИ
14 ИЮНЯ 2018
Медуза: Сайты региональных управлений МВД за несколько дней до чемпионата мира по футболу перестали публиковать на своих сайтах «негативные» новости.
В блогах
14 ИЮНЯ 2018
Ivan Beliaev: Я понял, больше всего за бойкот чемпионата мира выступают те, кто уже очень удачно бойкотировал мартовские выборы. От одного успеха к другому!
Врать своим, чтоб чужие боялись
24 МАЯ 2018 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Воистину президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков сказал нечто, что должно быть отлито в граните. Реагируя на сообщение американского телеканала CNBC о том, что испытания российской ракеты с ядерной энергетической установкой провалились, Песков изрек формулу, которая в принципе отменяет любую попытку анализа официальной информации: «Слушайте президента Российской Федерации Владимира Путина и верьте ему». Как мы помним, вышеозначенная ракета была одной из изюминок путинского Послания Федеральному собранию. Собственно говоря, это было послание Западу.
Прямая речь
24 МАЯ 2018
Сергей Цыпляев: Любое политическое руководство должно быть постоянно начеку, понимая, что военно-промышленный комплекс — это сплочённая, закрытая, лоббистская структура, о чём говорил ещё Эйзенхауэр.
В СМИ
24 МАЯ 2018
Независимая газет: У Минобороны РФ и президента – мультяшное видео, кстати, не самого лучшего качества. Реальное видео испытаний ядерной ракеты никому не показали.
В блогах
24 МАЯ 2018
Рыклин Александр: "Слушайте президента России Владимира Путина и верьте ему!"... Три раза прокричал с амвона Дмитрий Песков, потом пал ниц и забился в падучей...
Здравствуй, российское самодержавие
21 МАЯ 2018 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Новый состав путинского правительства, безусловно, является знаковым. Причем знаков было послано несколько. Первый сигнал – все разговоры главного начальника о «цифровизации» и прочих технологических прорывах в современность являются сотрясением воздуха. Костяк российского кабинета – старые добрые кони, которых не меняют на переправе. Если говорить о так называемом социально-экономическом блоке, то в лучшем случае эти не позволят разворовать нефтяные доходы, которые на счастье президента вновь начали расти. Но ни на какую решительную модернизацию они не способны. 
Прямая речь
21 МАЯ 2018
Леонид Гозман: В этом назначении все. Полное презрение к общественному мнению – кто-нибудь думает, что этот парень назначен за свои уникальные способности и безупречную службу Родине?