В среду в Библиотеке украинской литературы прошли обыски, а затем ее директор Наталья Шарина была задержана. Ей инкриминируют возбуждение межнациональной ненависти и вражды на том основании, что в библиотеке обнаружились издания Дмитро Корчинского, которые были признаны судом экстремистскими и запрещены к использованию. На следующий день, 29 октября, официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщил «Интерфаксу», что ведомство будет ходатайствовать об аресте Шариной. Ее адвокат Евгений Смирнов рассказал прессе, что его подопечная пережила два гипертонических криза, давление подскочило до 250, и врачи ходатайствовали о госпитализации Шариной. «Но следователь отказался отпустить ее в больницу и продолжил допрос», — заявил Смирнов.
Между тем, по информации агентства «Интерфакс», уголовное дело в отношении Натальи Шариной может быть прекращено. «В библиотечных фондах могут храниться книги различного содержания, вопрос в том, как осуществляется доступ к ним. Собрать доказательства, что Шарина распространяла запрещенные книги довольно сложно», — уточнил собеседник агентства.
Ситуацию для «Ежедневного журнала» комментирует правозащитник, директора Информационно-аналитического центра «СОВА» Александр ВЕРХОВСКИЙ:
Никакого преследования в отношении украинской библиотеки и её директора не должно быть. В библиотеке не проводились мероприятия какой-то запрещённой организации, лидером которой мог бы быть Корчинский. А сам факт наличия в библиотеке книг, входящих в федеральный список запрещенных материалов, является совершенно обычным делом. Они есть во многих библиотеках, это неизбежная ситуация, выкидывать книги по такой причине нельзя. Тем не менее, библиотекарям регулярно предъявляются претензии, и уже были случаи административных наказаний, но до уголовного дела никогда не доходило. Похоже, что сейчас правоохранительные органы настроены серьёзнее, хотя оснований, в сущности, нет.
Закон молчит относительно того, как библиотекари должны действовать, если у них появляются книги, входящие в список экстремистских материалов. На практике между Министерством культуры и Генеральной прокуратурой достигнуто негласное соглашение: библиотеки, где такие книги есть, а их очень много, в первую очередь это те, куда высылаются обязательные экземпляры, вводят специальный прядок, в соответствии с которым такие книги выдаются. Их не дают читателям на дом, но читать такие книги можно, ограничения на доступ к ним нет и не может быть в соответствии с нашим законодательством.
Скорее всего происходящее связано именно с тем, что дело касается Библиотеки украинской литературы, устрожений в отношении других ждать не стоит. Потому что в принципе отношения Генпрокуратуры и библиотек свой самый драматический период уже прошли, сейчас стало полегче, хотя проблем всё равно очень много. Но уголовки не было, и это, я думаю, единичный случай.
Фото: Россия. Москва. 29 октября 2015. Здание Библиотеки украинской литературы, где накануне прошли обыски. После проведенных обысков и допроса в Следственном комитете была задержана директор библиотеки Наталья Шарина. Против Н.Шариной возбуждено уголовное дело за распространение книг Дмитро Корчинского, признанных в России экстремистскими. Артем Коротаев/ТАСС