КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииВозможен ли размен Украины на Сирию?

19 НОЯБРЯ 2015 г. АРКАДИЙ МОШЕС

ТАСС

Абсолютное большинство наблюдателей сходится в том, что страшные теракты последних дней существенно изменили контекст российско-западных отношений. Объективно, потому что общая угроза не может не объединять. В этом плане слова Владимира Путина, назвавшего французов союзниками, действительно очень многого стоят. И субъективно, потому что те политики и профессиональные лоббисты на Западе, которые и раньше призывали преодолеть «недоразумения» в отношениях, вызванные кризисом вокруг Украины, и вернуться к «диалогу и сотрудничеству», получили мощный аргумент. Условно говоря, в споре бывшего французского президента Николя Саркози и нынешнего германского вице-канцлера Зигмара Габриеля, представляющих эту точку зрения и в октябре посетивших Москву, с лидерами Франции и Германии Франсуа Олландом и Ангелой Меркель инициативу получили первые.

Поэтому уже в ближайшее время следует ожидать оживления дискуссии и, скорее всего, осуществления практических шагов вокруг так называемого размена Украины на Сирию. Однако далеко не очевидно, что такой размен будет результативным.

Во-первых, не очень понятны его составляющие. Изменение западной позиции по Крыму? Но по факту этот вопрос и так снят с повестки дня – ритуальные заявления не в счет, а юридически обязывающее признание вхождения полуострова в состав России для Запада невозможно, и это должно быть понятно всем, в том числе и Кремлю. Отказ от расширения ЕС и НАТО на восток? Опять-таки, поскольку аппетита расширяться ни в Вашингтоне, ни в европейских столицах и так нет, какие-то непубличные заверения могут быть даны. Но, с одной стороны, поверит ли им Москва, а с другой – что делать с программой пошаговой интеграции тех же Украины, Молдовы и Грузии с ЕС, каковой являются соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли? Принятие Европой российских взглядов на будущее сепаратистских территорий Донбасса в составе Украины? Но Берлин и Париж и без того максимально возможно давят на Киев, чтобы добиться от последнего односторонней и опережающей имплементации Минских соглашений и принятия трактовок, выгодных ДНР и ЛНР. Дальнейшее давление и вмешательство в конституционный процесс может привести к тому, что политическая система Украины будет дестабилизирована, на место Петра Порошенко придет более радикальный лидер, а конфликт только усилится.

Во-вторых, потребуется определенная работа внутри ЕС. Речь не о пресловутой политике, «основанной на ценностях», — недавней приостановкой санкций в адрес Минска Брюссель доказал, что геополитика и прагматизм ему совсем не чужды — а о процедурах, на которых основан Союз. Дело в том, что в марте 2015 г. Европейский совет принял решение (пункт 10, для педантов), согласно которому санкции в адрес России однозначно привязаны к полному(выделено автором) выполнению Минских соглашений, читай – возврату Украине контроля над границей. Понятно, что этот документ – не Священное писание и может быть заменен другим. Но это нельзя сделать быстро. Развернется публичная дискуссия, к ней подключится Европарламент, и в какой-то момент европейские лидеры задумаются над тем, что для них лично политическая цена отмены санкций может оказаться слишком большой.

В-третьих, Запад не тождественен ЕС. Но даже если на секунду забыть о США, Канаде, Австралии, то все равно не получится проигнорировать другую мощнейшую политико-бюрократическую машину – НАТО. За последние полтора года трансатлантический блок, как принято говорить, «вернулся к основам» и начал серьезную переориентацию в сторону отражения вызовов безопасности стран-членов, которые, с их точки зрения, исходят с Востока. В условиях взаимного недоверия набранную блоком инерцию остановить будет крайне трудно. Москва, как водится, будет принимать ответные меры, и в таких условиях согласие по каким-то отдельным вопросам ближневосточной повестки не будет иметь определяющего значения.

Наконец, главное – никуда не денется российско-украинский конфликт как таковой. Даже если удастся избежать новой существенной эскалации войны на востоке Украины, Западу – и в первую очередь ЕС – придется иметь дело с российскими санкциями в адрес Киева, которые будут введены в январе, когда заработает уже упомянутая зона свободной торговли Украина-ЕС, с реструктуризацией долгов, с газовым транзитом и закупкой российского газа собственно для нужд Украины, с вопросами европейских граждан и компаний по Крыму, который точно останется под санкциями, и т.д. А уж если у кого-то не выдержат нервы и восток запылает заново, все сегодняшние схемы примирения будут мгновенно похоронены.

Конфликт между Россией и Западом на сегодняшний момент, к сожалению, носит системный характер, выходя далеко за пределы разногласий по Украине и Сирии. Он зрел долго, и не может быть быстро преодолен, тем более путем каких-то «разменов».


Фото: Сирия. Тартус. 13 ноября 2015. Участники митинга в поддержку действий России на территории Сирии. 30 сентября Россия по запросу президента Сирии Башара Асада начала наносить точечные авиаудары по объектам "Исламского государства" в Сирии. Александр Елистратов/ТАСС


 

Версия для печати