Итоги года
23 ноября 2024 г.
Итоги года. Ожидая обезьяну с гранатой
9 ЯНВАРЯ 2016, АНТОН ОРЕХЪ

ТАСС

Прогнозы в нашей стране прекрасны тем, что никогда не сбываются. Год назад, когда для рубля в обменниках уже запасали пятизначные табло, а народ выгребал последние деньги, чтобы скупить все, что можно скупить, запасти по три холодильника, по четыре телевизора и поменять новую машину на еще более новую, казалось, что 2016 год мы будем встречать в лохмотьях, а три холодильника будут одинаково пусты. Крах, революция, баррикады, новый ГУЛАГ – предсказания рисовали любые сценарии, среди которых не было ни одного светлого.

Но год миновал, и мы констатируем, что из ужасного не сбылось ничего. Зато подтвердилось проверенное едва ли не столетиями: запас терпения и прочности в нашем народе колоссален. А государство настолько богато, что даже если воровать вообще всё, то запасов и тогда хватит надолго. И глядя в перспективу, думаешь, что тянуться эта бодяга может и год, и десять, и пятьдесят…

…Если, конечно, не прекратится как-то разом и почти внезапно. Не стану вспоминать семнадцатый год и проводить совсем уж зловеще-очевидные аналогии, но вспомним хотя бы Горбачева. От стопроцентной поддержки КПСС до ее полного краха прошло шесть лет, а активная фаза заняла года три.

Но это в будущем, а в прошедшем году мы жили в нескольких альтернативных измерениях.

Много жили прошлым. И главным идеологическим событием стал юбилей Победы. А главным словом стало «мы». Мол, это мы победили, мы сломили хребет. Причем, чем дальше, тем явственнее ощущалось, что воевали эти «мы» не только с Гитлером, но и с Америкой и не существовавшим тогда НАТО. Это «мы» бесило меня до крайности. Потому что мы-то как раз не выиграли ничего! Тем, кто действительно победил в 1945-м, сейчас под девяносто. А вот тем, кто захапал себе Победу, кто свою пошлость и подонство прикрывает чужими подвигами и чужой кровью – их и в проекте не было тогда.

Потом это МЫ стало употребляться и ко всему остальному. Мы – единственное добро в мире, как сказал очередной придурковатый депутат. Мы одни боремся с террором, пока остальные либо пособничают, либо мямлят. Мы одни знаем, как лучше жить всем остальным. А мудрость нашего президента катастрофически контрастирует с дегенеративностью всех прочих лидеров.

Промывание массовых мозгов шло, в принципе, по тем же канонам прошлого. Программа «Время» от своих аналогов 30-40-летней давности отличается разве что техническим средствами, а риторика зачастую совпадает до запятой. Но главное – людям окончательно заменили реальную жизнь на альтернативную. Граждане все-таки не дураки. Видят, что и цены растут, и зарплаты их худеют, и про медицину с ЖКХ все прекрасно понимают тоже. Но, как и прежде, это подается под видом «отдельных недостатков», которые перекрываются осознанием себя гражданами величайшей и самой справедливой страны мира. Трудности – временные, проблемы – решаемые, и надо просто потерпеть. Потому что кругом враги и на планете неспокойно.

В теленовостях российского телевидения практически не было России! Там была Сирия, была Украина, были беженцы в Европе. Была еще – если не забыли – Греция, которой мы все помогали. Была Турция, которая за два дня превратилась из союзника в злейшего врага, а от приезда Эрдогана на открытие соборной мечети до «помидоров», которыми он не отделается, прошло меньше месяца, кажется.

Это была еще одна прекрасная особенность года – мгновенная смена сакральности. Вспомните 2014 год, когда не было ничего важнее Украины. И вот теперь уже Украина на задворках (хотя все равно куда важнее собственно России), зато везде Сирия! Объекты ненависти меняются стремительно. Бандеровцев сменили игиловцы, про которых нельзя говорить, не упомянув, что они у нас запрещены. Потом был Эрдоган. Потом будет кто-нибудь еще. Пустоголовое население способно сегодня любить, а завтра ненавидеть одного и того же человека и одну и ту же страну.

Зато объект любви остался один-единственный. Даже заполошные избранники народа со своими бесноватыми инициативами не так мозолили глаза. Это не значит, что запретов и ограничений из-под их пера стало выходить меньше – вовсе нет! Но всех и вся подавила кругом фигура мудрейшего Путина. Уже и Зюганова не слышно, и Жириновского не видно, а интервью Медведева главным каналам даже сами эти каналы осветили вскользь!

Международная политика подавалась в жанре «один Путин против всего мирового зла» при поддержке Су, ТУ и «Калибров». А внутренняя политика – сквозь просто призму его спокойствия и надежности. А если речь заходила о конкретных достижениях народного хозяйства, нам неизменно говорили про укрепление обороноспособности и показывали, как всё это летает, стреляет и взрывается. И тут я снова вспоминал свое босоногое детство, когда мы реально боялись ядерной войны и понимали, что оборона первична, а с остальным мы потерпим…

В этом году у нас снова были бесчисленные катастрофы и катаклизмы, жертв которых забывали через считанные дни.

В Россию вернулись политические убийства, и весь год цветы и свечи на Москворецком мосту не давали забыть об этом.

Уличных протестов стало меньше, но за сам факт выхода на улицу реально начали сажать. И кто знает, не вспомним ли мы еще с содроганием именно в 2015 году принятые законы, позволяющие чекистам стрелять по толпе и врываться в любые дома просто так, а тюремщикам делать с заключенными всё, что этим тюремщикам в головы взбредет?

Нас «вернули в молодость», заново закрутив шарманку «дела ЮКОСа».

На примере Чаек мы узнали, что высшая власть не просто может быть воровской и коррумпированной, но и в прямом смысле бандитской. Впрочем, что значит «узнали»? По телевизору про Чаек не говорили.

Как и про дальнобойщиков. Которых мы однажды, быть можем, вспомним как «буревестников революции». Потому что впервые за очень долгое время протестовать стали не «хипстеры и зажравшиеся москвичи», а «люди труда». Которых власть немедленно назвала теневиками, мошенниками и неплательщиками налогов. Все ради того, чтобы очередного сынка президентского приятеля порадовать денежкой.

Этой власти некуда деваться. И вслед за дальнобойщиками, она также затянет пояса – не свои! – у всех подряд. Потому что нефть, зараза, никак не хочет дорожать. И если мировая экономика при цене ниже 80 долларов вопреки прогнозам Путина так и не рухнула, то наша экономика при всем запасе богатств и резерве народного терпения рушится все сильнее и неуклоннее. И когда нефть при Путине станет стоить столько же, сколько стоила при Ельцине – вот тогда любопытно будет поглядеть на всё вокруг.

Наступил 2016 год. В нашей стране надо жить долго, чтобы дожить до чего-то светлого. И быть здоровым – с той же целью. Но я могу пожелать нам не только крепкого здоровья, но и того, чтобы в год обезьяны наш труд не стал мартышкиным, а наша страна не превратилась окончательно в обезьяну с гранатой.



Фото: 15.09.2014. Украина. Ситуация в поселке Новосветловка Луганской области. Darko Vojinovic/АР/ТАСС















  • Максим Блант: Если суммировать итоги года, то самый неожиданный итог состоит в том, что коронавирус не закончился.

  • «Московский комсомолец»: Враг снаружи, и мы отлично подходим на его роль…

  • Глеб Яровой: Я думаю, это план на 2022 год (ну точно не позднее марта 2024 г.) - лишать гражданства за политические вщгляды. Можно даже автоматизировать процесс...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Итоги-2021. Аресты, аресты, аресты — и ликвидации
11 ЯНВАРЯ 2022 // АНДРЕЙ СОЛДАТОВ, ИРИНА БОРОГАН
Прошлый год никак нельзя назвать скучным, события развивались динамично, правда, не в очень оптимистичном направлении. И на этот раз не только для независимых журналистов и оппозиционных политиков, но и для российских элит. Арест после неудавшегося побега Марины Раковой, вице-президента Сбербанка, бывшей замминистра просвещения, а затем и задержание ее мужа, разлученные с родителями маленькие дети — это новый уровень жестокости власти против своих же.
Итоги - 2021. Быть от России независимым либо дружественным. Вот в чем вопрос
9 ЯНВАРЯ 2022 // АРКАДИЙ ДУБНОВ
Начать надо за здравие, а за упокой, как водится, потом. Так вот, 2021-й, впрочем, как и 2020-й, был для постсоветского пространства, хотя бы для одной его части, ошеломительно удачен. Конечно, я имею в виду Туркмению. Только туда, в этот Аллахом спасаемый уголок мирового пространства, как нам сообщают, вот уже второй год, благодаря отчаянным пассам местного Аркадага (Покровителя по-туркменски), никакой штамм вражеского ковида так ни разу не залетел. Мы привыкли с жалостью относиться к городским сумасшедшим, может показаться, что и к мировому сумасшедшему так тоже можно. Но тут другое, этот людей травит и мучает уже 15 лет, а миру все нипочем…
Итоги 2021. Итоги окаянного года
9 ЯНВАРЯ 2022 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Радикальная зачистка страны: Навальный в тюрьме, его штабы и «Открытая Россия» МБХ ликвидированы, оба «Мемориала» уничтожены, «Яблоко» самоубилось, выборов больше нет. Кремль грозит войной и предлагает Западу капитулировать. Это все – подготовка. К чему? Ответ дает понимание того, к какому агрегатному состоянию вещества относится В.В. Путин. 2021 год – легкая добыча для подведения итогов. Все очевидно. Худший год для нормальных людей, год триумфа для подонков. Попробуем заглянуть за фасад этой очевидности и понять, что за процессы идут во власти и в обществе и к чему Путин готовит Россию. Об этом и о главном выводе, который можно извлечь из событий этого года, я скажу в конце.
Уроки 2021. «Не надо думать! С нами тот, кто все за нас решит»
8 ЯНВАРЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Что принес нам 2021 год? Обычно авторы пишут об инфляции, о падении жизненного уровня простых граждан. О том, что историческая память народа власть предержащими целенаправленно уродуется и искажается. Из страны выдавлены миллионы критически мыслящих. Зато в редакциях российских СМИ музыку заказывают приспособленцы и негодяи. Многие наши сограждане уже пребывают в страхе и боятся выказывать свое отношение к авторитарной власти, к произволу силовиков и противоправным приговорам российских судов. Все это так, хотя, объективно, уровень доверия россиян к авторитарной власти упал и продолжает снижаться. В России неизбежно наступит время радикальных перемен.
Итоги-2021. Нисхождение во мрак
7 ЯНВАРЯ 2022 // ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО
Ничто явленное однажды не исчезает из мира. Это наглядно видно в России на событиях последнего времени. Уровень насилия, произвола и абсурдности происходящего в нашем социуме во многом напоминает обстановку позднесоветских лет. Налицо, впрочем, лишь сходство в атмосфере, в некоторых методах подавления инакомыслия. Нет в стране царящей коммунистической Идеологии с ее всепроницаемым цинизмом, превращавшим общество в царство мертвых. Однако когда умные головы говорят нынче, что мрак, обрушившийся на российское общество, достиг предела и вот-вот рассеется, они явно выдают желаемое за реальность.
Итоги - 2021. Интервью с собой
6 ЯНВАРЯ 2022 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Иногда на острые ответы решается только внутреннее «я».– Давайте о традиционном. Так каковы итоги? – Положим, про итоги все и так догадываются. Но я вам скажу такую вещь: в середине 90-х я спорил со своим товарищем, который прямо входил в самое горнило российской власти, причем не просто входил, а со своей идеей строительства нового государства. Я не хочу сейчас называть его фамилию, но только чтобы не переключать внимание на личность. Главное, о чем был спор. На мой взгляд, и я ему об этом говорил, уже тогда началось скольжение от высокой планки ожиданий, порожденных антикоммунистическим переворотом августа 1991 года, куда-то вниз. И в принципе все с этим наблюдением соглашались...
Итоги - 2021. Россия – Украина – США: ультиматум или запрос?
5 ЯНВАРЯ 2022 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Проблема России, влияющая на принятие как стратегических, так и в определенной степени тактических внешнеполитических решений, в том числе и по украинскому вопросу, заключается в разрыве между официальными приоритетами и общественными настроениями, который будет усиливаться в связи со сменой поколений. И ситуация в российском обществе отличается как от Востока, так и от Запада. В Китае и Индии очевиден взлет национализма, оформившийся, соответственно, при Си Цзиньпине и Нарендре Моди. Основой национализма в этих странах является экономический рост, в числе бенефициаров которого – образованная молодежь, ориентированная на ценности самореализации и при этом укрепление позиций своей страны в мире.
Итоги-2021. Что было, что будет и чем сердце успокоится?
4 ЯНВАРЯ 2022 // ЛЕОНИД ГОЗМАН
ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ? Ничем не успокоится. Впереди у нас испытания, сравнимые с Великой отечественной, предотвратить их мы не можем. Но мы можем пройти их достойно, сохранив самоуважение и внутреннюю свободу. Если это нам удастся, то после того, как все рухнет — а никто не знает, когда это произойдет, но точно произойдет в обозримом будущем, — есть шанс построить новую страну. Или, точнее, вернуться на тот магистральный путь человеческого развития, с которого нас столкнули в 1917-м, а потом еще раз в нулевые. Если у кого есть возможность заказать другого Деда Мороза, буду очень признателен. С Новым Годом!        
Итоги-2021. Взлетаем в пропасть
3 ЯНВАРЯ 2022 // АНТОН ОРЕХЪ
Обычно под конец года не только подводят итоги – веселые и не очень, – но и выражают надежду на лучшее, на приятные новости, на то, что плохое уйдет, а хорошее наступит. Я тоже так делаю обычно. Но не в этот раз. Нет ни капли оптимизма и ни одной позитивной мысли в преддверии наступающего 2022 года.   Уходящий год простился с нами ликвидацией «Мемориала». В том, что его ликвидируют, у меня не было ни малейших сомнений. Когда Путин достал на СПЧ справочку, что среди миллионов имен реальных жертв репрессий в списки «Мемориала» попали (по ошибке, которая к тому моменту уже была исправлена!) три пособника нацистов – стало всё ясно.
Итоги-2021. Отделение для буйных
2 ЯНВАРЯ 2022 // НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
Может быть, когда-нибудь и даже скоро мы будем вспоминать уходящий 2021 год с грустной ностальгией: как-никак войны нет, быт все ещё буднично стабилен. Но сейчас прощаемся с ним совершенно без сожалений. Ничего хорошего не вспомню. Пандемия началась раньше, но как-то укрепилась. Вроде бы и репрессии не сейчас начались, но стали более массовыми и какими-то уже нездорово привычными. Что точно изменилось – это стилистика режима, по-видимому, он достиг молочно-восковой спелости. Исчезло ощущение стыда, на все стало плевать, и внутри, и вовне – гори все ясным пламенем.