Медиафрения. А англичанка-то снова нагадила!
Доллар — 80, евро — 85, бочка нефти идет уже по цене тары, а тут еще англичанка опять гадит… Одним словом, в такой ситуации лучше начинать обзор с хорошего. В ночь с 24 на 25 в эфире «России 1» был «Дежурный по стране» с Михаилом Жванецким. Свое дежурство по Российской Федерации Михал Михалыч нес не один, а, как обычно, с ведущим Андреем Максимовым.
Все чаще, когда я вижу их вдвоем, Жванецкого и Максимова, особенно когда они идут рядом, высокий грузный Максимов и маленький по сравнению с ним Жванецкий, не могу отделаться от ощущения, что Жванецкого конвоируют, ведут давать признательные показания. Это ощущение подкрепляется тем, что Максимов, прежде чем дать Жванецкому возможность читать его миниатюры, обязательно выдавливает из него какую-то политически правильную идею. Что-то такое, что позволило бы поклонникам таланта Михаила Михайловича увериться в том, что и любимый мэтр, как и все прочие, поддерживает и одобряет… То есть не все, конечно, одобряет, но в главном он с народом, с большинством, ну и соответственно, сами понимаете, с тем, за кого это большинство…
В этот раз Максимов спросил Жванецкого, над чем, по его мнению, нельзя шутить. «Над старостью и болезнями», — ответил Жванецкий. Но это был явно не тот ответ, который был нужен Максимову, поэтому он решил заострить тему и спросил: «А над Родиной можно шутить?». «Над Родиной? — переспросил Жванецкий, — можно, почему нет». Программа на глазах утрачивала важную политическую нагрузку. И Максимов, нависая всей тушей над Жванецким, с нажимом спросил: «А над любовью к Родине можно шутить?». Нажим был таким угрожающим, что Жванецкий понял, что неправильный ответ ему могут и не простить. «Нет, над любовью к Родине нельзя шутить», — послушно ответил мэтр, спрашивая всем своим видом, мол, все уже, я ведь сказал то, что надо, можно я уже с аудиторией нормально пообщаюсь.
Боюсь, я буду вынужден в своих публикациях постоянно нарушать запрет уважаемого мэтра. Поскольку те способы, которыми проявляют свою любовь к Российской Федерации люди, населяющие телевизор и страницы российской прессы, настолько своеобразны, что над этим и шутить не надо, достаточно процитировать. Чем, пожалуй, и займусь.
«Англичанка гадит»
Российский телезритель, посмотревший «Вести недели» от 24.01.2015 с Дмитрием Киселевым, должен был лечь спать с чувством глубокого удовлетворения и благодарности, что он живет в России, а не в этой ужасной Европе, где толпы изнасилованных французов, немцев и прочих шведов мечутся в поисках спасения.
«Крах Шенгена» — гласит надпись на заднике студии «Вестей недели», когда Киселев рассказывает об очередной бездне, куда в очередной раз скатился незадачливый континент.
«Европа в одном шаге от катастрофы» — это российского телезрителя пугает какой-то депутат Европарламента. «Рушится толерантность!» — это уже Дмитрий Киселев дает подводку к одному из ключевых сюжетов недели, который по законам жанра надо было бы назвать «Путин и евреи».
Это было в минувший вторник, Путин встретился в Кремле с представителями Европейского еврейского конгресса. И вот президент конгресса Вячеслав Кантор наябедничал Путину, что в этой Европе с евреями снова стали плохо обращаться, антисемитизм вырос на 40%, евреи охвачены страхом и готовы бежать, куда глаза глядят. Путин еврейскую ябеду выслушал и ласково так ручкой поманил: «Пусть к нам едут. Из Советского Союза уезжали, пусть вернутся». Представители Еврейского конгресса весело рассмеялись путинской шутке, а Вячеслав Кантор решил ответить шуткой на шутку и сказал, что это «принципиально новая фундаментальная идея».
После чего показали сюжет, в котором рассказывалось, как пришлые мусульмане во Франции громят синагоги, и кто-то сказал, что французские евреи бегут в Россию. Зная повадки отечественных мастеров телевидения, можно себе представить, какие усилия они предприняли, чтобы обнаружить хоть одного еврея, который переехал из Франции в Россию. Но, судя по всему, поиск не увенчался успехом. Возможно, в следующий раз специально отловят, привезут и покажут.
Зато в следующем сюжете для Киселева был приготовлен подарок. Лондонский судья Оуэн устроил ему персональный праздник своим решением по убийству Литвиненко, в котором признаны виновными российский депутат Госдумы Луговой, его подельник Ковтун, действовавшие, вероятно, как выразился судья, по поручению Путина.
Я попытался посчитать, сколько раз Киселев произнес слова «англичанка гадит». Но после седьмого раза сбился и считать перестал. Так понравились Киселеву эти два слова, что он не хотел их выпускать изо рта до конца передачи. Наверное, и спать с ними лег, обсасывая как леденец.
Сначала Киселев долго рассказывал, как эта самая англичанка веками нам гадила. Сначала затащила Суворова в Альпы, где Александр Васильевич мог разбиться, простудиться и погибнуть. Потом она, эта англичанка, подговорила своего посла, и тот убил нашего царя Павла Первого. Потом в Первую мировую заставила нас воевать без снарядов. И все это время ютила у себя всяких врагов нашего народа, от Герцена и Ленина до Березовского. Не говоря уж о кознях Черчилля, который подговаривал США сбросить атомную бомбу прямо на Кремль.
Перечислив эти обиды, Киселев задал риторический вопрос «Зачем гадит англичанка?». Почему Лондон не хочет в компании России, Асада, «Хезболлы» и стражей иранской революции бомбить сирийцев, а предпочитает вместе с США и всей остальной Европой участвовать в коалиции против ИГИЛ да еще и вводит против нас санкции? И Киселев не замедлил дать исчерпывающий ответ. «Великобритания боится честной игры», — торжественно сообщил он. И это, действительно, все объяснило, а главное, дало ключ к решению Лондонского суда, которое фактически превратило Путина в главного международного преступника на планете.
Естественно, в «Вестях недели» от судьи Оуэна и его решения не оставили камня на камне. Главными опровергателями были отец Литвиненко, Вальтер, брат убитого, Максим, и бывший сотрудник МИ-6 Вячеслав Жарко. Вальтер Литвиненко с отвращением вспоминает о своей жизни в Европе: «Что там делать в Италии? Там нищета!» — восклицает он. «Россия набирает силу, вот против нее и плетут козни». Вальтер Литвиненко сообщает две важные новости. Во-первых, что его сына убили не полонием, а таллием. А во-вторых, что убил его небезызвестный Гольдфарб.
Бывший агент МИ-6 Вячеслав Жарко сразу после того, как телезрителям объяснили, что Литвиненко был отравлен таллием и сделал это Гольдфарб, рассказывает тем же телезрителям, что, оказывается, сам Литвиненко привез полоний, сам его вскрыл и вполне самостоятельно отравился.
Все-таки удивительные люди, эти российские телелжецы! Ну, сделал ты ложь своей профессией, так лги складно. А то все время как в анекдоте: я эту чашку у вас не брал, и вообще, она с самого начала была треснутая, а кроме того, я вам ее на прошлой неделе вернул в целости и сохранности.
В прошлый раз, когда лгали про малайзийский «Боинг», в одной и той же передаче сначала рассказывали, что его сбил украинский летчик, потом тут же, не переводя дух, что самолет этот сбил с земли украинский Бук.
Теперь вот в одном сюжете зрителю предлагается на выбор таллий, которым Литвиненко отравил Гольдфарб, и полоний, который Литвиненко сам зачем-то привез и сам им и отравился.
По мере того, как растет доллар и падает нефть, ложь в российском телевизоре становится все более наглой и неуклюжей. Трудно сказать, есть ли здесь причинно-следственная связь или это просто случайная корреляция…
Берия и Дзержинский против дурилки Улюкаева
«Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» от 24.01.2015, вопреки обыкновению, начался не с траура по закатившейся Европе, не с обличения фашизма в Украине и даже не с Сирии (она была, но вторым номером), а с проблем российского бюджета. И несмотря на, казалось бы, скучную тему, вечер не был томным.
Потому что парламентские партии начали избирательную кампанию. «Пора повернуться лицом к людям!» — было написано на лицах думцев Зюганова, Миронова, Макарова, сенаторов Рязанского и Рябухина. Что касается Ж., то он свою избирательную кампанию не прекращал ни на минуту.
Лучше всех страдал за народ депутат Макаров. Он говорил очень гневно и возмущенно, и при этом умудрялся сохранять на лице заботливое выражение. «Надо прекратить кошмарить людей и немедленно начать заниматься делом!» — призвал телезрителей депутат от «Единой России», председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он еще потом несколько раз выступал, каждый раз очень гневно и возмущенно. Причем поскольку каждый раз невозможно было понять, кого именно он ругает и кого призывает, то каждый зритель должен был принять эти гневные упреки на свой счет и, следуя призыву Макарова, немедленно прекратить кошмарить людей и начать заниматься делом. Я вот, например, с тех пор так и поступаю, вот уже сутки никого не кошмарю и занимаюсь исключительно делом.
В отличие от макаровского гнев Зюганова имел весьма конкретный адрес. Он начал с того, что призвал не обращать внимания на дурилку Улюкаева, поскольку упомянутый дурилка, находясь в должности министра экономического развития, со своими прогнозами постоянно попадает пальцем в небо.
Тут я вынужден на секунду отвлечься от увлекательного сюжета «Воскресного вечера», поскольку в газете «Ведомости» от 25.01.2015 опубликован удивительный текст, который не только полностью реабилитирует постоянно попадающего со своими прогнозами пальцем в небо Улюкаева, но и снимает с него звание «дурилки» и требует к Алексею Валентиновичу Улюкаеву крайне почтительного отношения. Текст этот в «Ведомостях» называется «Сила политического прогноза», и написал его Максим Буев, декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге. Этот декан Буев задается вопросом, как так получается, что политики говорят одно, а выходит другое. И вспоминает ельцинское «девальвации не будет», сказанное им за три дня до краха обменного курса в августе 1998-го. «Тогда честный ответ на вопрос журналиста стал бы “самоисполняющимся пророчеством” и привел бы страну к девальвации в тот же самый день, — объясняет декан Буев. — Посыл же неверного сигнала помог правительству выиграть определенное время».
Удивительно, что молодой (декан Буев 1975 года рождения) выпускник Оксфорда ментально ничем не отличается от заплесневелого совка Зюганова и всех этих думских проходимцев. Декану Буеву так же, как и им, неизвестно слово «репутация», громадный экономический смысл института доверия, полное разрушение которого стало одним из причин полной невозможности построить в России инновационную экономику, не связанную с углеводородами.
А в «Воскресном вечере», тем временем, наступило время Ж. Сначала Ж. вступил в легкую полемику с депутатом Макаровым. Вкратце ее содержание выглядело так:
Ж.: Украли! Все украли!!
Макаров (вздевает руки к небу и делает страдающее лицо): Да у меня даже карманы зашиты, я туда ничего положить не могу! (Демонстрирует публике зашитый карман пиджака).
Ж.: Вы все украли!!
Макаров уже беззвучно вздевает руки к небу и делает лицо, полное невыносимого страдания.
Тогда Ж., почувствовав, что враг повержен, переходит к освоению завоеванной территории. «Рынок и демократия нас губят!» — деловито сообщает Ж. «Отменить рынок и демократию и каждую неделю расстреливать миллионеров», — отдает Ж. приказы невидимым исполнителям. «Берия! Дзержинский!» — зовет на помощь лидер ЛДПР.
«Столыпин — Сталин! Столыпин — Сталин!». «Полная национализация всего!». «Голосуйте за ЛДПР!». Выкрикивающий эти довольно бессвязные лозунги Ж. становится похож на крупного пожилого попугая, который пытается привлечь к себе внимание произнесением слов, значения которых никогда не знал.
И тут, почувствовав, что враг выдохся, завопил депутат-единоросс Макаров: «В стране есть один человек, которому все доверяют! И это президент страны, а не вы!». Макарову в этот момент не хватало лишь кожанки и маузера, чтобы стать точь-в-точь комиссаром, в одиночку поднявшимся в атаку против превосходящего неприятеля. И действительно, надо обладать недюжинной отвагой, чтобы такое крикнуть в студии Соловьева.
Сезон охоты на избирателя открыт. Основные охотники за голосами будут регулярно собираться в студии Соловьева и других помещениях федеральных каналов. В сентябре над популяцией россиян будет проведен очередной эксперимент. Кто знает, если этот эксперимент приведет к обычному результату последних пятнадцати лет, возможно, тот неведомый баловник, который избрал Россию для своих развлечений и вот уже какое столетие не выпускает ее из рук, утратит к ней наконец интерес и разобьет надоевшую игрушку.
Фото: Россия. Москва. 20.01.2014 . Писатель Михаил Жванецкий выступает во время церемонии вручения премии "Своя колея" в Московском Губернском театре. Станислав Красильников / ТАСС.