С начала февраля 2016 года из Узбекистана приходят известия, которые людям моего поколения могут навеять ощущения странного дежавю…
Лично мне начинает казаться, что нечто похожее происходило ровно полвека назад в Китае, когда Мао Цзэдун начинал разворачивать свою «культурную революцию». «Великому кормчему» в тот год исполнилось всего 73 года, он было полон сил, свидетельством чего стал его знаменитый заплыв по реке Янцзы. После этого он решил нанести «удар по штабам», где окопались либерал-коммунисты, готовые совершить предательство и принять ненавистные «буржуазные ценности».
Президент Узбекистана Ислам Каримов не похож на Мао Цзэдуна. У него нет таких пышных титулов, нет даже таких званий, какие присвоили себе практически все его соседи-президенты. Не уверен также, что Каримов в свои 78 лет способен на такие спортивные подвиги, как легендарный китайский «рулевой» в 73. Узбекского президента знали некогда как игрока в большой теннис, но никто не может рассказать, как он переплывает Сырдарью…
Но есть одно качество, которое, как я полагаю, роднит Каримова и Мао — ощущение грядущей опасности, связанной с перерождением возглавляемого ими режима. Природа перерождения, очевидно, разная, но все остальное…
Во всяком случае, мы легко обнаруживаем аналогии в дацзыбао августа 1966 года под названием «Огонь по штабу» с февральскими тезисами узбекского лидера.
Взглянем на выступление Ислама Каримова 4 февраля на сессии Ташкентского областного совета народных депутатов, на котором был снят со своего поста хоким (губернатор) области Хокиджон Усманов, отставной генерал МВД, прозванный в народе за свою жестокость «Гитлером».
Покончив с основным пунктом повестки дня — люди давно требовали разобраться с хокимом-беспредельщиком, — президент приступает к разделу «Разное» и гневно обрушивается на геев и лесбиянок. «Мерзким явлением западной культуры» назвал он однополую любовь. Каримов говорит по-узбекски, но перевод на русский, кажется, вполне адекватно передает глубину сделанных им выводов: «Если мужчина живет с мужчиной или женщина с женщиной, я думаю, что у них в этом месте что-то явно не так или же там произошли какие-то изменения».
Страстность высказывания 78-летнего патриарха постсоветской Средней Азии и советского Политбюро впечатляет несказанно. Такое впечатление, что наружу вырвалось что-то глубоко личное, державшееся до сих пор под запретом...
Некоторые желчные наблюдатели вспоминают в этой связи, что несколько лет назад Ислам Каримов запретил праздновать в Узбекистане День святого Валентина, заменив его Днем чтения стихов Бабура, знаменитого поэта средневекового Востока, день рождения которого как раз приходится на 14 февраля.
Но к несчастью узбекского лидера, Бабур еще больше прославился своим чрезвычайно широким вкусом в выборе любовных партнеров, известны его стихи, посвященные возлюбленному юноше, — вот такая вышла неловкость.
А ведь в Узбекистане за гомосексуализм дают реальные сроки, как и в советские времена, это считается там уголовным преступлением...
Забавным кажется обличение лидером восточной страны гомосексуализма как западной мерзости еще и потому, что традиция пользоваться сексуальными услугами мальчиков-бачей, заменявших в силу своей доступности более дорогих женщин, была в Туркестане, да и вообще на Востоке, делом обыденным, о чем Каримов не может не знать...
И все же его страстный порыв по-человечески мне чем-то импонирует, мол, не могу больше молчать, и все!
Ведь он, как Путин, прорвало же того недавно, казалось бы, на пустом месте, ничего ведь не предвещало. Ну послушал Пастернака, с кем не бывает, а как услышал про Ленина — так прям сорвался, и давай его «и в хвост, и в гриву».
Должен заметить, кстати, что я категорически не согласен с Невзоровым, утверждавшим, что Путин на вождя так наехал, потому что не хочет лежать с ним вместе в Мавзолее... Тут не до шуток, речь идет об управлении страной.
Так вот, Каримов, похоже, тоже не о личном говорил, когда обличал геев. Как утверждают знающие люди, он послал жесткий сигнал тем, кто в расстановке руководящих кадров в Узбекистане руководствуется не профессиональными качествами чиновников, а личными привязанностями.
Спустя неделю, 11 февраля, Ислам Каримов совершил новую атаку на тех, кто угрожает существующим в Узбекистане порядкам.
С присущим ему темпераментом, демонстрируя отменную историческую память, президент Узбекистана, выступая на заседании попечительского совета Фонда развития детского спорта, в очередной раз подверг уничтожающей критике СССР и созданные им молодежные организации: «Этот советский режим морочил всем головы уставами пионеров и комсомольцев, хочу сказать, что из комсомола не вышел ни один лидер, Не было среди них ребят, которые бы удовлетворяли нас, сегодняшние наши требования. В этой организации больше всего готовили людей, готовых к предательству».
Согласитесь, это уже и вправду похоже, если не на «удар по штабам», то на генеральную к нему репетицию. Вот что пишет по поводу этих слов Каримова неподцензурный узбекский интернет-ресурс Uzmetronom.com: «Оценка (Каримова) по меньшей мере странная, поскольку именно бывшие комсомольцы, в том числе и секретари комсомольских организаций различного уровня, долгие годы возглавляли и возглавляют в Узбекистане обе палаты парламента, правительство, Министерства финансов, иностранных дел, внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли, Службу национальной безопасности, Государственный налоговый комитет, Генеральную прокуратуру, Верховый суд и др. Чуть ли не каждый руководитель высшего эшелона власти, в той или иной степени определяющий реалии современного Узбекистана, по логике президента, — потенциальный предатель».
Видимо, самого Каримова только Аллах уберег от предательства, поскольку сам он вступил в ряды советского комсомола в год смерти Сталина, в 1953-м, когда ему было 15 лет.
Но «мы прошли через этот мост и все эти мосты сожжены, уничтожены», сказал узбекский лидер: «Теперь будем смотреть только вперед, мы можем допускать ошибки, но пути назад нет!»
Нет нужды говорить, что никто в Узбекистане из официальных лиц не комментировал сделанные в феврале заявления Ислама Каримова. Во-первых, попытки отмежеваться от советской истории он предпринимает регулярно, к этому привыкли. Однако в этот раз в каримовском месседже слышится что-то новое, и кто, кроме него самого, может разъяснить смысл им сказанного...
Оно и понятно, когда Мао начинал «культурную революцию», тоже мало кто понимал, как она будет выглядеть. Кроме того, у «великого кормчего» впереди было еще десять лет жизни, хотя в последние годы его активность была практически нулевой, болезнь Паркинсона не оставляла ему шансов воспользоваться при жизни плодами произведенных им потрясений. С другой стороны, покоя в мавзолее он заслужил, в отличие от прочих соратников…
Что касается Узбекистана, то, кажется, что мы сегодня наблюдаем начало нового этапа долгого транзита власти в этой замечательной стране, заслуживающей лучшей участи. Можно только надеяться, что нынешний Узбекистан – не полувековой давности Китай и страшного там не произойдет.