Ну, собственно говоря, примерно так в России и произошло. Мощная журналистская команда, обнародовавшая в минувшее воскресенье «Панамское досье», нас не обманывала, когда накануне публикации убийственных документов ее представители говорили, что «в понедельник мир проснется другим». Мир действительно проснулся другим. С ясным осознанием того, что его устройство (по крайней мере, в финансовой сфере) требует серьезной коррекции, поскольку какие-то ключевые настройки сбились.
Не Путин со товарищи придумали офшоры. Люди, которые презирают и игнорируют западные ценности, для реализации планов, далеких от идеалов и принципов демократического общества, умело воспользовались несовершенством инструментов, созданных западной цивилизацией. Разумеется, плоды недочетов мировой финансовой системы пожинали вовсе не только элиты стран с «сомнительными» режимами. Однако в случаях, когда речь идет о представителях истеблишмента западных государств (я опираюсь исключительно на документы из «Панамского досье»), можно говорить лишь о небезупречной с точки зрения закона минимизации собственных издержек.
Премьер-министр Исландии Сигмюндюр Гюннлейгссон после публикации материалов международного консорциума подал 5 апреля в отставку. У него обнаружилось три миллиона долларов в одном из офшоров. При этом, замечу, никто не обвиняет его в воровстве бюджетных средств.
По итогам того же расследования премьер Великобритании Дэвид Кэмерон заподозрен «в получении дополнительных незадекларированных доходов». Вот его объяснение: «У нас было 5 тыс. акций в инвестфонде Blairmore, которые мы продали в январе 2010 года. Они стоили порядка £30 тыс. Я платил подоходный налог на все дивиденды. С акций была прибыль, но она была меньше, чем лимит прироста капитала, так что я не платил налог на прирост капитала. Но все британские налоги я платил, как полагается. Я хочу максимально ясно рассказать о прошлом и о будущем, потому что, если честно, мне нечего скрывать». Понятно, что политическое будущее г-на Кэмерона будет определять британский народ, я лишь призываю обратить внимание на вменяемую ему сумму — 30 тысяч фунтов стерлингов. Теперь оборотимся к отечественным фигурантам громкого финансового скандала.
Для примера возьмем лишь один эпизод. Из документов, опубликованных в минувшее воскресенье, следует, что никому доселе не известный музыкант Сергей Ролдугин получил беззалоговых кредитов на 650 миллионов долларов. И разместил их на счетах собственных компаний, зарегистрированных в различных офшорных юрисдикциях. В предыдущей фразе ключевое слово, разумеется, «беззалоговых».
Любой российский гражданин прекрасно знает, что, когда он покупает квартиру за три миллиона рублей, используя ипотечный кредит, приобретенное жилье остается в залог у банка до полной выплаты долга. И когда он покупает машину в кредит за 500 тысяч рублей, это самая машина будет принадлежать банку до того момента, пока гражданин не вернет все до последней копейки, включая, разумеется, проценты. Другими словами, мы точно знаем, что банкиры на слово никому не верят и деньги дают только под что-нибудь стоящее. Что потом можно реализовать, если задолженность не погашена. А в описываемом случае виолончелисту Ролдугину, что называется, «под честное слово» (да и неизвестно, давал ли он это слово) госбанки (то есть структуры, оперирующие нашими с вами деньгами) ссудили ни много ни мало 650 миллионов долларов. Вы готовы поверить в то, что лицо Сергея Ролдугина или слова, которые он нашел, чтобы обосновать свою просьбу, произвели столь мощное впечатление на наших государственных банкиров, что они, ничтоже сумняшеся, расстались с такими огромными деньгами? (Повторюсь, не со своими деньгами, а с теми, что мы поручили им опекать и приумножать.) А тут еще неожиданно выясняется, что этот самый виолончелист по счастливому совпадению друг детства Владимира Путина, то есть — начальника этих самых банкиров. Как говорил один киногерой, «меня терзают смутные сомнения». Впрочем, давайте говорить прямо: у нас с вами есть более чем веские основания полагать, что музыкант Ролдугин и остальные участники этих воровских схем действовали по поручению, под прикрытием и в интересах президента России Владимира Путина. И основания эти по своей внушительности из разряда тех, что требуют очень аргументированных, документально подтвержденных ответов. Другими словами — с доказательствами в руках покажете, где журналисты соврали? Ответы последовали.
Надзорные органы ряда государств, чьи граждане фигурируют в разоблачительных документах, заявили, что инициируют расследования по приведенным фактам. С подобным заявлением выступила и Генпрокуратура России. Впрочем, судя по всему, в нашей стране это расследование уже проведено, поскольку с его результатами нас ознакомил сам теневой фигурант. Вот его дословный ответ, что в четверг прозвучал на Медиафоруме ОНФ: «Он не просто какой-то музыкант. (Это Владимир Владимирович о Ролдугине. — «ЕЖ») Он народный артист России. Он долгое время работал у Гергиева. Был ректором Петербургской консерватории. Он человек творческий очень. Многие творческие люди в России пытаются заниматься бизнесом. Он миноритарный акционер в одной из компаний. Он какие-то деньги зарабатывает, не миллиарды долларов. Я горжусь такими людьми. Почти все деньги, которые он там заработал, он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привёз их в Россию. Дорогие вещи. Мы всегда приветствуем, когда кто-то делает что-то подобное. Но идёт ещё дальше. Я знаю, что он уже несколько месяцев занимается чем? Оформлением этих музыкальных инструментов в собственность государственных учреждений».
Я не стану комментировать эти слова. Обращусь к вам, уважаемые читатели, лишь с одним вопросом: вы удовлетворены подобным объяснением, оно вам кажется убедительным?
Но это, разумеется, лишь часть ответа (причем далеко не основная), коим нас удостоил глава российского государства. Основной прозвучал на пару дней раньше. В России появилась Национальная гвардия.
Есть две гипотезы, почему именно сейчас Владимир Путины в срочном порядке решил создать единый кулак, переподчинить все силовые подразделения, действующие внутри страны, своему особо доверенному лицу. Речь идет об армии чуть не в четыреста тысяч человек. Первое предположение такое: Путин в ближайшее время ждет массовых выступлений граждан и ему во главе карательных войск нужен стопроцентно лояльный командир. Тот, который в час «Икс», не побоится отдать соответствующий приказ. (Будут ли его выполнять — другой вопрос.)
Вторая гипотеза носит отчасти конспирологический характер. Дескать, Владимир Путин больше не доверяет своему ближайшему окружению и боится дворцового переворота. (Если провести аналогию с императором Павлом, то уместно вспомнить, какую роль именно гвардейцы сыграли в его судьбе.)
Есть одно общее, что объединяет эти два предположения. И первое, и второе свидетельствует о том, что Владимир Путин испугался.
Тут еще можно вспомнить, что на вышеупомянутом Медиафоруме президент России обратился к отечественным журналистам с призывом «не становиться катализатором революции». В то же время в Думу вносится законопроект, позволяющий вводить режим контртеррористической операции в городе, где массовые протесты приобретают характер противостояния с полицией. А ранее в тех же стенах прозвучало предложение лишать гражданства граждан России, осужденных за экстремизм. (Что, кстати, прямо противоречит Конституции РФ.)
Нужны еще доказательства того, что Владимир Путин действительно испугался? И это пока главный итог для России громкого журналистского расследования, что было обнародовано в минувшее воскресенье.
Фото: 1. Imago/TASS. 2. Валерий Шарифулин/ТАСС