Депутаты Верховной рады 19.05.2016 приняли решение о переименовании более 300 населенных пунктов, в том числе 9 районов, 6 городов и 284 сел и поселков. Самое значимое: Днепропетровск переименован в Днипр. За это решение проголосовали 247 депутатов при необходимых 226-ти.
Реакция российского истеблишмента предсказуема, но как-то уныла и неизобретательна. Иосиф Кобзон сообщил, что это (переименование) — «мракобесие», а Мария Захарова назвала депутатов Верховной рады «зомби-недоучками». Тем самым ставя им в пример депутатов Госдумы, которые, видимо, «зомби-отличники».
«Оппозиционный блок» Верховной рады тоже был против и внес предложение оставить Днепропетровску прежнее название, но считать, что вторая часть слова — это в честь апостола Петра. Если бы идея пророссийских депутатов Рады прошла, то тогда эпитет Марии Захаровой насчет «зомби-недоучек» получил бы веские основания.
Дело в том, что свое название Днепропетровск получил в 1926 году в честь человека, имеющего мало общего с тем, кому Христос вручил ключи от рая. Что-то мне подсказывает, что Григорию Ивановичу Петровскому он бы такую важную вещь нипочем не доверил. Скорее уж ключи от ада. Весьма своеобразный был человек, Григорий Петровский. Один из создателей ВЧК. Нарком внутренних дел РСФСР в самое кровавое время гражданской войны. Именно его, Григория Петровского, подпись стоит под директивой о «Красном терроре». Последовательно выступал против существования украинской государственности в рамках СССР. Ну и, наконец, самое существенное для украинского национального сознания: в 1932 году Григорий Петровский назначен ответственным за выполнение хлебных заготовок в Донецкой области. Так что вклад Григория Ивановича в Голодомор очевиден и весом. Апостол Петр, говорите? Ну-ну…
Закон об осуждении коммунистических и нацистских режимов запрещает пропагандировать советскую символику и предполагает, в частности, переименование городов и улиц, названных в честь советских государственных деятелей. Институт национальной памяти составил список из 520 персоналий, чьи имена должны исчезнуть с карты Украины. Всего сменить названия должны свыше 900 населенных пунктов и улиц. На сегодня в основном переименование завершено, осталось совсем немного.
Позиция украинской власти проста: на карте страны не должно быть имен палачей. Позиция оппонентов: это история и не надо с ней воевать. Воевать, конечно, не надо, но и глумиться над людьми, заставляя их жить под именами палачей тоже как-то не очень.
Украинцы сами разберутся, как им называть свои города и улицы. А россиянам стоило бы подумать о своей топонимике. Например, об улице Кадырова, что в районе Южного Бутово в Москве. Она названа по имени доброго человека, объявившего джихад России и призывавшего каждого чеченца убить столько русских, сколько он сможет. Правда, потом, когда стало ясно, что, даже если все чеченцы последуют его совету, все равно русских останется слишком много, Ахмат Абдулхамидович решил перейти на сторону явного победителя. В обычном мире это называется предательство, но в мире Путина за это награждают, и москвичи пусть теперь живут на улице Кадырова и радуются. И в паспортах своих носят его имя. Улица Кадырова начинается от станции метро «Бунинская аллея». Выходишь из метро памяти нобелевского лауреата Ивана Алексеевича, и сразу на тебя накидывается память убийцы-джихадиста Ахмата Абдулхамидовича. Что там Кобзон с Захаровой говорили насчет «мракобесия» и «зомби-недоучек»?
Что же касается памяти Григория Ивановича Петровского, то в Якутске есть улица, названная е его честь. Якуты вроде не возражают. Пока.
Фотография Станислава Молодковца