Правительство избавляется от ученых. За ненадобностью
В распоряжение журналистов из «Газета.ру» попала служебная справка, подготовленная Минобрнаукой к бюджетному совещанию у премьера Медведева. Из документа следует, что в ближайшие пару лет рабочие места потеряют более десяти тысяч сотрудников различных научных учреждений. Необходимость провести массовые сокращения в научной среде чиновники объясняют отсутствием ранее предусмотренного финансирования. Проблема заключается не только в том, что нет денег на уже согласованные и утвержденные научные программы, в общей расходной части будущего бюджета подлежит сокращению доля науки и образования.
В этой связи министерские чиновники вполне резонно заявляют, что, коли нет средств на научные разработки, то зачем содержать лишних разработчиков? Особенно масштабная резекция ожидает Академию наук и Курчатовский институт. Правда, пока планируется, что сокращение числа научных сотрудников пройдет поэтапно, и в следующем году потеряют работу не более нескольких сот человек.
Урезание расходов на науку и образование в рамках милитаристского бюджета выглядит вполне логично. Особенно на фоне все нарастающего экономического кризиса, когда фактически до нуля упали инвестиции в производственный сектор. Что уж тут ждать от капиталовложений в науку?
Между тем, один из основателей проекта «Диссернет», так много рассказавшего нам в последнее время о российской науке, журналист Сергей Пархоменко считает, что «следующей точкой прорыва мирового презрения и недоверия к "гопнической России", репутацию которой так удачно выстроил Путин со всеми своими Ротенбергами, — следующей после спорта — будут наука и образование. Российские университеты, российские дипломы, российские степени, публикации в российских журналах, защиты российских диссертаций, — все будет разом объявлено фейком, лажей, враньем. Все будет дисквалифицировано раз и... ну, не навсегда, конечно, но надолго…»
То есть проблема, судя по всему, не только (а возможно, и не столько) в недофинансировании. Она гораздо глубже и многогранней.
Фото:Сергей Бобылев/ТАСС