Я – иностранный агент. Ответьте на мои вопросы
Аналитический центр Юрия Левады («Левада-центр») внесен в реестр иностранных агентов. Минюст это сделал на основании проверки, проведенной 12-30 августа 2016 по запросу лидера движения «Антимайдан», члена Совета Федерации Дмитрия Саблина.
Директор центра Лев Гудков сказал, отвечая на вопрос РИА «Новости», что дальнейшая работа «Левада-центр» в статусе иностранного агента практически невозможна и сейчас фактически приостановлена. Его заместитель Алексей Гражданкин дал несколько иной прогноз, сказав, что «Левада-центр» не собирается прекращать свою деятельность.
В соответствии с законом, «Левада-центр» теперь должен предупреждать людей, что является иностранным агентом. То есть интервьюер в самом начале интервью должен, видимо, представиться так: «Я – иностранный агент. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы». Возможно, Минюст потребует публиковать слова «иностранный агент» и на бланках интервью. Как в таких условиях Алексей Гражданкин собирается продолжать деятельность, не вполне понятно. Очевидно, что речь идет об уничтожении организации и окончательной зачистке поля социологии, по крайней мере, в части социологии политики.
Причина – на поверхности. В начале сентября три ведущих центра опубликовали результаты опросов, касающихся поддержки партий на предстоящих думских выборах. Разброс рейтингов «Единой России» у них – почти в полтора раза. «Единая Россия», по данным «Левада-центра», имеет рейтинг 31%, по данным ФОМ – 45%, ВЦИОМ – 41%.
Ситуация кардинально отличается от той, что была на выборах в нулевые, когда все три центра с точностью чуть ли не до одного процента совпадали между собой и с Чуровым, несмотря на данные о фальсификации, достигающие в целом по стране 10-12%.
Памфилова – не Чуров, но и этот избирательный цикл проходит в условиях, когда путинская Россия находится в глубоком и, похоже, безысходном кризисе, который неизбежно будет сопровождаться ростом социального протеста. Думские выборы, скорее всего, проскочат по сценарию Кремля. К президентским ситуация в стране может измениться, и тогда честный социологический опрос может стать серьезной помехой.
Содержание акта проверки Минюста местами напоминает «дискуссию» 1929 года в Институте философии Коммунистической академии, по итогам которой был сделан знаменитый вывод: «Социология – это лженаука, выдуманная французским реакционером Огюстом Контом». Перечень обвинений со стороны чиновников сводится к двум разделам. Во-первых, «Левада-центр» сотрудничает с зарубежными научными центрами, такими как американский Gallup, британский Ipsos MORI, Висконсинский университет в Мэдисоне, Университет Джорджа Вашингтона, Колумбийский университет, Университет Колорадо и пр.
Логика «мыслителей» из Коммунистической академии в 1929 году была проста: в 1929 году вышел сталинский краткий курс «Истории ВКПб», в котором было ясно сказано, что настоящая марксистская наука об обществе – это истмат. Стало быть, всякая там социология – это лживая и вредная выдумка.
Логика «мыслителей» из Минюста в 2016 году еще проще. Сотрудничаешь с американскими и британскими учеными – значит ты кто? Правильно: американский и британский шпион. Вот и полезай в реестр! Среди изданий «Левада-центра», которые, по мнению Минюста, выпущены «в интересах иностранных государств», например, брошюра «Демократия в России: установки населения» или проект «Мониторинг социальных и экономических перемен».
Минюстовские «мыслители» во многом правы. Кому еще, кроме вражеских государств, могут быть нужны исследования установок россиян на демократию, а уж тем более какие-то там «перемены». Ясно, что это чистый шпионаж.
«Левада-центр», будучи финансируемым иностранными организациями, участвует в политической деятельности в России в интересах этих организаций», — информирует Минюст. И делает это вышеуказанный центр «путем подготовки и распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениями и проводимой ими политике, а также формирования общественно-политических взглядов и убеждений, путем проведения социальных исследований, опросов общественного мнения и обнародования их результатов».
Те немногие, кто смог продраться сквозь эту дивную фразу и выяснить, «кто на ком стоял», могут уяснить, что т.н. «формирующие опросы» — это не социологическая «джинса», а самая суть социологии, ее основная цель.
Доказательством того, что «Левада-центр» участвует в политике России в пользу иностранных государств, является, по мнению Минюста, ряд выступлений директора центра Льва Гудкова и руководителя отдела социокультурных исследований Алексея Левинсона. В октябре 2014 Гудков на сессии Конгресса интеллигенции представил доклад «Парадокс успеха аморальной власти: насилие и добровольная безответственность», где распространил мнение «о действующей власти как мафиозной и коррумпированной».
Далее, акт Минюста сообщает: «Также директором организации Л. Гудковым выражено мнение о наличии авторитарности в системе действующей власти». Тут прямо читается на полях этого акта бессмертное от Ивана Бездомного: «Взять бы этого Гудкова, да за такие мнения года на три в Соловки!»
А еще Минюсту не понравилось мнение Гудкова, высказанное им во время его лекции в июле 2016, о политическом устройстве России как о «закрытой авторитарной системе, где власть опирается на силовые структуры, спецслужбы, олигархов, чиновников, бюрократов и представляет их интересы». Очевидная клевета в интересах иностранных держав.
Алексей Левинсон, по мнению Минюста, ничем не лучше своего шефа. В интервью в июне 2016 этот Левинсон заявил: «Наши власти иногда делают глупости, и это может спровоцировать реакцию». Надо же было такое сказать! Власть – и вдруг «делает глупости»? Нет, они там все точно шпионы!
Нынешний этап зачистки социологического поля не ограничивается фактической ликвидацией «Левада-центра». По инициативе депутатов заниматься медиаизмерениями теперь запрещено организациям, среди владельцев которых есть иностранные фирмы. Поэтому главный российский медиаизмеритель — TNS Russia — был куплен все тем же ВЦИОМ, которому на этот случай немедленно дали кредит в 1,4 млрд рублей – сумму весьма неординарную для компании с годовой выручкой в 8 раз меньше. Учитывая фигуру главы ВЦИОМ, Валерия Федорова, которого «кинули на социологию» из политтехнологов, эта зачистка имеет целью довольно существенное «придушение» социологической мысли в России.
В прошлый раз, после ликвидации российской социологии в 1929 году, она начала возрождаться через два десятилетия. Интересно, когда у нас снова появится социология после разгрома 2016 года?