Когда уволят Фрадкова?
Слухи об отставке Михаила Фрадкова возникают раз в полгода, но пока премьер-министр остается в своем кресле. Несмотря на то, что отношения между ним и Алексеем Кудриным уже достигли точки кипения. В России, впрочем, подобные вопросы решаются исходя из политической, а не экономической целесообразности (последняя подразумевает необходимость слаженной работы правительства).
Действительно, министр хочет в Давос, дабы встретиться там с коллегами по «восьмерке», – премьер его не пускает. Премьер планирует снижение НДС с 18 до 13% – министр сколачивает коалицию с Грефом против этого проекта. Министр вопиет о возможности роста инфляции и даже выхода ее из-под контроля – премьер демонстрирует олимпийское спокойствие по этому вопросу. О нормальной работе кабинета министров в этой ситуации говорить просто невозможно. Понятно, что каждый апеллирует к президентскому арбитражу, но и с этим не все просто.
Владимир Путин неоднократно выражал свое одобрение деятельности правительства – и, значит, премьера. Вспомним, что претензии к предыдущему кабинету – обвинения в неамбициозности и нежелании проводить административную реформу – президент начал озвучивать еще за пару лет до отставки Михаила Касьянова. Теперь же все спокойно, гладко – по крайней мере, внешне. И в то же время на пресс-конференции, когда речь заходит о стабфонде и снижении налогов, президент дает ответы, которые вполне могли бы прозвучать из уст Кудрина.
После ряда президентских заявлений уволить премьера «по несоответствию» в обозримой перспективе практически невозможно. Однако остается знаменитая советская формулировка – об уходе на пенсию по состоянию здоровья. Почва для этого есть: достаточно вспомнить ставшие уже притчей во языцех сообщения о недомоганиях премьера, которого то кошка укусит (эта прошлогодняя история носила явно провокативный характер, но отмена премьерского визита в Латинскую Америку – факт), то сразит ОРЗ. Говорят о диабете как реальной причине премьерских проблем со здоровьем. Отметим, впрочем, что многим государственным деятелям диабет не препятствовал исполнять обязанности, – вспомним хотя бы наркома иностранных дел Чичерина, который в течение десяти лет небезуспешно руководил своим учреждением (и лишь последние два года до отставки фактически находился не у дел). Так что в случае принятия решения о смене главы правительства приоритетными, безусловно, будут политические соображения.
Сейчас сценарий отставки премьера по состоянию здоровья выглядит крайне спорным. Дело в том, что тронуть Фрадкова непросто: может начать рассыпаться вся сложная система сдержек и противовесов, существующая в путинском окружении, а в нем премьер по определению играет далеко не последнюю роль. Сенсационное появление Фрадкова на посту главы правительства связывают с фактором Игоря Сечина – стало быть, для поддержания баланса и новый премьер, по идее, должен быть протеже «питерских силовиков» (а точнее, той их части, которая связана с «Роснефтью»). Гарантировать этого никто не может – особенно если учесть, что у данной части президентского окружения вроде бы нет своего кандидата в преемники. Раньше им, как утверждают, был сам Путин, но возможностей (хотя бы времени) для реализации варианта «третьего срока» остается все меньше.
Но и это не главное. Если назначить премьером одного из двух его новых заместителей – Медведева или Иванова, – весь политический класс тут же придет к выводу, что это и есть долгожданный преемник, которому суждено победить на выборах-2008. Понятно, что преемнику действующего президента удобнее вести избирательную кампанию именно с поста главы правительства: признанного «человека номер два» в системе власти и по Конституции, и с точки зрения элит и населения. Изменить свое решение и назначить преемником кого-либо другого в этой ситуации Путину будет крайне сложно. Нужны ли эти осложнения сейчас президенту, который, скорее всего, еще не сделал принципиального выбора (не случайно на пресс-конференции он демонстративно отказался называть даже кандидатов на роль своего сменщика)?
Если же уволить Фрадкова и поставить на его место очередную «промежуточную» фигуру (например, выдвинутую тем же Сечиным, – чтобы не нарушать баланс интересов), то создается опасный эффект премьерской «чехарды», а он власти имиджево невыгоден. Перманентную смену премьеров население было готово терпеть от Ельцина, к «загогулинам» которого все привыкли (да и то речь идет о последних, наименее удачных годах его правления). От Путина ждут решений основательных и долгосрочных, поэтому менять главу правительства каждый год крайне нежелательно.
Представляется, что в ближайшее время отставка премьера выглядит маловероятной. Скорее ее можно ожидать к концу 2006 – началу 2007 года, когда более актуальным станет вопрос о парламентских выборах (они в России традиционно играют роль «праймериз» перед президентскими, так что преемника, вероятно, «обкатают» именно на них, что позволит ему нарастить собственный рейтинг). Вспомним, что Грызлов – «номер один» партии власти на выборах 2003 года – был окончательно согласован примерно за год до голосования, когда возглавил высший совет «Единой России», а забытого ныне, но некогда весьма влиятельного Беспалова (уже видевшего себя главным организатором кампании) сместили с партийных постов. Не исключено, что и теперь решение вопроса будет отложено до того момента, когда промедление станет уже невозможным, а принцип баланса интересов в президентском окружении хотя и останется значимым, но все же будет уступать электоральным приоритетам.
Автор – заместитель генерального директора Центра политических технологий