Интонации выступлений и та атмосфера, которая царила в студиях Первого канала и России-1 в ночь с 18 на 19 сентября, больше всего напоминали кинохронику события, произошедшего 82 года назад, а именно — 17-й съезд ВКП (б), получивший название «съезд победителей».
То событие 82-летней давности было трехслойным. Первый слой, который явлен в черно-белых кадрах хроники и в документах, очень похож на день сегодняшний. Тогда, как и сегодня, была поставлена цель добиться технико-экономической независимости страны. Тогда, как и сегодня, говорилось об укреплении обороны. И насчет внутренней политики говорилось то же самое, только разными словами: тогда речь шла об укреплении пролетарской диктатуры, сегодня – о патриотической революции и «крымском единстве». И тогда, и сегодня радовались полному и окончательному разгрому оппозиции.
Второй слой – латентный протест, скрытый за фасадом единства. Сегодня он в том, что 65% граждан не пришли на выборы (реальная явка была, по данным аналитиков, порядка 35%), а реальная поддержка «Единой России» составила по данным экзит-пула даже сверхлояльного ВЦИОМ (очень вовремя Леваду-центр ликвидировали!) 44,5%. Тогда, 82 года назад, свыше 300 делегатов «съезда победителей» проголосовали против Сталина.
Что привело к возникновению третьего слоя – к расправе. Тогда было уничтожено 56,6% делегатов съезда и свыше 70% членов избранного на съезде ЦК. Страна была зачищена и приготовлена для Большого террора. Сегодня совершенно садистскими методами окончательно зачищено публичное политическое поле и страна полностью приготовлена к любой вивисекции, которая может возникнуть в фантазиях убогого и глубоко закомплексованного мстительного человека. Снова, как и 82 года назад, оппозиция раздавлена и лишена воли к сопротивлению, а население вновь оказалось готово принять любую глупость и подлость, исходящую от власти.
Некоторые персонажи, выступавшие в ходе сегодняшнего пира победителей, прекрасно вписываются в кадры кинохроники 17-го «съезда победителей». Если убрать цвет и сделать картинку черно-белой, отличить будет сложно. Вот «социолог» Ольга Крыштановская объявляет, что в стране произошла патриотическая революция, а либералы оказались в стане национал-предателей.
Я специально посмотрел стенограмму выступлений на 17-м съезде ВКП (б)и могу с уверенностью заявить, что если выступление «социолога» Крыштановской вставить, например, между речами товарища Постышева и товарища Крупской, вместо крайне невыразительной речи товарища Гикало из Белоруссии, который как-то уныло, без огонька ругал оппортунистов и троцкистов, перемежая это скучным отчетом о заготовках в своей республике, то подмены никто не заметит, более того, тот съезд содержательно выиграл бы.
«Социолог» Ольга Викторовна Крыштановская сама является любопытным объектом для человековедческого исследования. В перестроечные годы входила в обойму лидеров общественного мнения. Не в первом ряду, конечно, но ее публикации об элите можно было встретить в тогдашних демократических изданиях. В путинские времена возглавила женское прикремлевское движение «Отличницы» и «отличилась» редкой по искренности записью в Фейсбуке про то, как она такая вся из себя госпожа и барыня лежит в лучшем отеле на Кипре у голубого бассейна, а русские эмигранты ей прислуживают и подают, чего ее господской душеньке угодно.
Прекрасно смотрелся бы на трибуне 17-го съезда Геннадий Зюганов: «Нас обложили со всех сторон натовцы (заменить на империалисты – И.Я.), на Украине власть взяли бандеровцы (заменить Украину на Испанию, а «бандеровцев» на «фалангистов» —И.Я.)». Не Молотов, конечно, но на роль какого-нибудь товарища Эйхе Геннадий Андреевич вполне сгодился бы.
Определенную квоту на трибуне съезда победителей имели рабочие и колхозники (колхозницы). На нынешнем пиру победителей их вполне успешно заменяют спортсмены. Цитировать то, что говорили на пиру победителей ставшие в очередной раз депутатами Ирина Роднина и Николай Валуев, нет никакой возможности в связи с полным отсутствием в их выступлениях какого-либо содержания, но интонации, тембр речи, конструкции фраз, а главное, искренняя преданность делу партии и лично вождю, делает нынешних представителей едросовской спортивности достойными продолжателями дела «гегемонов» в сталинских органах «представительной власти».
Во время триумфа не было забыто и то, что в советской терминологии называли словом «прослойка», а сами представители этой группы предпочитали себя называть «солью земли русской». Короче, интеллигенция тоже получила на пиру победителей свой кусочек. Писатели Сергей Шаргунов и Игорь Волгин своими выступлениями заставили вспомнить другой событие того же 1934 года, а именно — Первый съезд Союза писателей СССР. Сергей Шаргунов, ставший депутатом от КПРФ сообщил, что он «с радостью шел под красным флагом» и теперь намерен «умножить свои журналистские возможности с помощью политических».
Надо сказать, что до Шаргунова такое арифметическое действие не удавалось никому в мире. Напротив, есть масса примеров, когда литератор или журналист, придя в политику, «умножает себя на ноль» в качестве литератора или журналиста. Боюсь, что и в случае с Шаргуновым это математико-политическое правило не будет нарушено. Тем более что по масштабу литературного таланта из делегатов Первого съезда писателей Сергея Шаргунова можно поставить рядом разве что с Демьяном Бедным, а никак не с Пастернаком или Горьким.
Писатель Игорь Волгин выразил чувства всех присутствующих, сказав, что ему «страшно представить, что было бы, если бы к власти пришли «Яблоко» или ПАРНАС». Присутствующие вздрогнули, поежились, встревоженно переглянулись, но потом, вспомнив, что все хорошо и никакого кошмарного «Яблока» и жуткого ПАРНАСа и в помине нет, продолжили пировать.
Одна из многих фигур современной российской политической сцены, которые пытаются реконструировать дух 30-х годов прошлого столетия, это, конечно, сталинист Стариков. Его постоянное состояние – яростное обличение врагов народа, как внешних, так и внутренних. В этот раз обличительный пафос сталиниста Старикова усиливало то обстоятельство, что партия «Родина», по спискам которой он собрался в депутаты, оказалась за бортом Госдумы и он остался без мандата. Поэтому на пир победителей сталинист Стариков пришел отнюдь не в праздничном настроении и, как только получил слово, немедленно принялся стучать на более успешных конкурентов.
«После Крыма градус патриотизма в стране вырос, а в Государственной думе – все те же!» — обиженно заявил сталинист Стариков. И немедленно настучал на «Справедливую Россию», вспомнив, что ее представители в 2011-2012 годах ходили с белыми ленточками. Одной «Справедливой России» для доноса сталинисту Старикову показалось недостаточно, и он решил до кучи настучать и на Зюганова, вспомнив, что Геннадий Андреевич в те смутные времена тоже страдал политическим дальтонизмом и не всегда различал цвета лент, вот и с Удальцовым якшался… Глазки-буравчики сталиниста Старикова излучали при этом такую злобу и одновременно такую тоску по 30-м годам, что было ясно, что эта цельная натура и впрямь мечтает о репрессиях, и при этом пребывает в искренней убежденности, что таких, как он, репрессии коснуться не могут.
Лицом партии-победителя на этом празднике был, пожалуй, не секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов, а ставший в очередной раз депутатом от этой партии Александр Жуков. Александр Дмитриевич – это вообще один из ярчайших символов «Единой России». Во-первых, он президент Олимпийского комитета России, который во время этого допингового скандала постоянно делал лицо честным кирпичом, все время твердя одно: «Какой-такой допинг? На – обыщи!» Сын убежденного патриота-депутата Жукова, Петр, который длительное время проживал в Лондоне и занимался там бизнесом, а затем получил 14 месяцев тюрьмы за то, что искалечил во время драки британского банкира, после чего решил приехать в Россию. Это также весьма характерно для депутатов «Единой России».
Произнося свою речь на пиру победителей, Александр Жуков завершил ее следующим утверждением: «Это были самые честные выборы. На них совершенно не было никаких грязных технологий». После чего обвел присутствующих взглядом своих честных глаз. И присутствующие ответили ему такими же честными взглядами.
До исторической фразы «жить стало лучше, жить стало веселее» оставалось полтора года, впрочем, сейчас время движется быстрее. Аннушка уже что-то там разлила… во всяком случае, в помощь уже созданной национальной гвардии формируется МГБ…