На сайте Международного уголовного суда в Гааге опубликован отчет прокурора Фату Бенсура, в котором многие вещи в отношении агрессии России против Украины названы своими именами. Там написано, в том числе, следующее:
«Согласно поступившим сведениям, ситуация на территории Крыма и Севастополя равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией. Данный международный конфликт начался не позднее 26 февраля 2014 года, когда Российская Федерация задействовала личный состав своих вооруженных сил для получения контроля над частями территории Украины без согласия правительства Украины».
Важные вещи сказаны и в пункте 158 прокурорского отчета: «Право международных вооруженных конфликтов применимо и после 18 марта 2014 года в той мере, в которой ситуация на территории Крыма и Севастополя будет равнозначна продолжающемуся состоянию оккупации».
Кроме того, в отчете прокурора отмечено, что «российская оккупация (!) сопровождалась притеснением и запугиванием крымских татар, включая такие меры, как закрытие въезда на территорию Крыма, ограничение прав на создание ассоциаций и свободу слова».
Римский статут, который учредил Международный уголовный суд, ратифицировали 123 государства. Россия в их число не входит, поэтому формально Кремль может не обращать особого внимания на процитированный выше отчет прокурора. И, тем не менее, прокурор Фату Бенсуда проделала важную и весьма полезную работу, которая в дальнейшем может сыграть свою роль в судьбе России прежде всего, а также в судьбе Украины и ее оккупированных территорий.
Россия по отношению к Международному уголовному суду (МУСу) находится в промежуточном состоянии: она подписала Римский статут, но не ратифицировала. Считается, что Россия сотрудничает с МУСом, так что совсем игнорировать отчет прокурора не получится. Выражения «оккупация», Россия как «сторона международного вооруженного конфликта с Украиной», «притеснение и запугивание крымских татар» — это не публицистика, а отчет прокурора, на что вполне могут ссылаться сторонники территориальной целостности Украины, которых в мире абсолютное большинство.
Пока Путин имеет право вето в Совете безопасности ООН, ждать создания Международного трибунала по российской агрессии в Украине не приходится. Но сам факт, что отчет прокурора уже не только составлен, но и опубликован и его читают миллионы, не может не оказывать влияния на путинскую банду. Представляете, каково было бы главарям рейха в разгар 2-й мировой заранее прочитать обвинения, которые им на Нюрнбергском процессе зачитали Роберт Джексон, или Франсуа де Ментон, или Роман Андреевич Руденко. Полагаю, на поведение нацистской верхушки это чтение произвело бы неизгладимое впечатление, а чье-то поведение изменилось бы самым чудесным образом.
Фото: 1. photo shows the exterior view of the headquarters of the International Criminal Court in The Hague, Netherlands. Mike Corder/AP/TASS
2. Netherlands Criminal Court Contempt. Peter Dejong/AP/TASS