Когда вы от кого-нибудь в очередной раз услышите про то, что наш народ обречен, что у него нет будущего, смело суйте ему под нос эту историю. Ей-Богу, я давно не читал ничего более оптимистичного и духоподъемного.
С полгода назад выпускник философского факультета Томского университета Денис Карагодин рассказал в своем блоге о том, что собирается выяснить и обнародовать имена людей, причастных к расстрелу его прадеда в 1938 году. История местного крестьянина Степана Карагодина для тех лет вполне тривиальная. Он был обвинен в шпионаже, в создании диверсионно-повстанческой организации, которая помимо всего прочего должна была сорвать выборы на территории нашей страны. Карагодин был приговорен к расстрелу, и приговор приведен в исполнение в самом начале 1938 года.
Признаюсь, когда я впервые ознакомился с этой историей, к перспективе выяснить имена реальных убийц конкретного человека я отнесся весьма скептически. Я был твердо уверен в том, что своих сынов Контора добровольно сдавать не станет. А главное, казалось мне, у нее найдется сто и один способ отказать в обнародовании информации на якобы законных основаниях. Найдется тысяча каких-нибудь подзаконных актов, внутренних инструкций и прочей бумажной канители, позволяющих вечному российскому КГБ хранить в тайне имена своих палачей. Но мой скептицизм был посрамлен, а настойчивость Дениса Карагодина вознаграждена — акт расстрела своего прадеда он получил в управлении ФСБ по Новосибирской области.
Из документа следует, что непосредственное участие в убийстве Степана Карагодина приняли три человека: комендант и инспектор томского городского отдела НКВД Сергей Денисов и Екатерина Носкова, а также заместитель начальника местной тюрьмы Николай Зырянов. Однако правнук уничтоженного крестьянина на этом успокаиваться не собирается и хочет привлечь всех виновных в убийстве его прадеда к уголовной ответственности. О чем он и сообщил в своем блоге. А через несколько дней получил письмо от внучки Николая Зырянова. Вот отрывок из этого письма: «Я не сплю уже несколько дней, просто не могу и все... Я изучила все материалы, все документы, что у вас на сайте, я столько всего передумала, ретроспективно вспомнила... Умом понимаю, что я не виновата в произошедшем, но чувства, которые я испытываю, не передать словами... То горе, которое принесли такие люди, не искупить... Задача следующих поколений просто не замалчивать, все вещи и события должны быть названы своими именами. И цель моего письма к вам — это просто сказать вам, что я теперь знаю о такой позорной странице в истории своей семьи и полностью на вашей стороне. Но у нас ничего в обществе никогда не изменится, если не открыть всю правду. Неспроста сейчас опять возникли сталинисты, памятники Сталину, это просто в голове не укладывается, не поддается никакому осмыслению…».
Вы скажете: Денис Карагодин провел полноценное расследование и обнародовал имена уже шести человек, имеющих самое непосредственное отношение к расстрелу его прадеда, а посчитал для себя необходимым извиниться за родственника только один человек. А это, отвечу я вам, весьма неплохая статистика. И уж наверняка вы не будете спорить с тем, что из всех последних историй про нашу жизнь эта — самая хорошая и оптимистичная, вселяющая надежду в души даже таких безнадежных скептиков, как ваш покорный слуга…