Вечером во вторник 31.01.17 по инициативе Украины собрался Совет безопасности ООН, чтобы обсудить ситуацию, сложившуюся на востоке Украины, где трое суток идут бои. В результате закрытого обсуждения была принята резолюция, подготовленная Украиной. В ней выражается глубокая обеспокоенность «опасной эскалацией ситуации» на востоке Украины и содержатся призывы к сторонам конфликта немедленно прекратить огонь. Кроме того, Совбез ООН выразил «полную поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины».
Для полноты картины один из главных органов мирового сообщества мог бы, кроме того, заявить о своей решительной поддержке таблицы умножения и теоремы Пифагора. Но в сложившейся ситуации от ООН и ее главного органа чего-то большего ожидать не приходится.
В украинском городе Авдеевка — гуманитарная катастрофа. В результате артиллерийских обстрелов снарядами российских террористов убиты граждане Украины, повреждено электропитание коксохимического завода и фильтровальной станции. В результате более 15 тысяч человек, в том числе более 2 тысяч детей, остались без воды, тепла и электричества. В мороз минус 20 градусов.
Россия, естественно, обвиняет в нарушении перемирия Украину. Точнее, не Украину как государство, а некие «самостийные отряды, не имеющие отношения к Вооруженным силам Украины», которые, тем не менее, действуют при поддержке артиллерии Вооруженных сил Украины (ВСУ). По крайней мере, именно таким витиеватым образом описал причины гуманитарной катастрофы Авдеевки пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Ответить на вопрос, кто именно виноват в этой катастрофе, довольно просто, если посмотреть на карту. И тут речь даже не о том, что Авдеевка, как и вся территория Донецкой и Луганской областей, является частью Украины. В соответствии с линией разграничения, установленной Минскими соглашениями, Авдеевка находится на территории, контролируемой ВСУ. Поэтому ответственность за обстрелы этого города и за ту гуманитарную катастрофу, к которой эти обстрелы привели, целиком и полностью лежит на террористах «ДНР» и их кремлевских начальниках.
Мировая пресса активно обсуждает вопрос о связи телефонного разговора Трампа с Путиным и активизацией военных действий на востоке Украины. Вопрос о такой связи неизбежно возникает, если учесть, что Трамп позвонил Путину в субботу 28 января, а на следующий день, в воскресенье 29 января, террористы «ДНР» принялись утюжить Авдеевку артиллерией. В то же время логика предостерегает против соблазна из временной последовательности событий непременно выводить их причинно-следственную связь. «После этого» далеко не всегда означает «по причине этого».
Трудно поверить в то, что в ходе телефонного разговора Путин получил от Трампа добро на эскалацию агрессии против Украины. Вряд ли в первом телефонном разговоре украинская тема, которая для Трампа вообще находится за пределами его повестки дня, как-то обсуждалась. Разве что была вскользь упомянута в связи с санкциями.
Но, тем не менее, это совпадение едва ли можно назвать случайностью. Причиной трагедии Авдеевки, конечно, является не сам звонок Трампа и, уж точно, не его содержание, о котором до сих пор широкой общественности не известно. Сработала та атмосфера ожиданий, которая возникла после избрания Трампа, а его звонок стал своего рода точкой кристаллизации этих ожиданий. Учитель ушел из класса. Шериф покинул город. Кошка из дома — мыши в пляс. Избрание Трампа и его твердая позиция, что США больше не хотят следить за порядком в мире, это тот фон, на котором активизация войны на востоке Украины была неизбежной.
Есть и еще один фактор, о котором, как ни странно, точно написал в «Российской газете» кремлевский пропагандист «для умной интеллигенции» Леонид Радзиховский. В своей авторской колонке от 31.01.17 под названием «Большая сделка» он пытается найти варианты для отмены санкций. Поскольку Радзиховский не Киселев и пишет для «умных путинцев», то пытается остаться на территории здравого смысла, а значит, рассматривает варианты не полной отмены санкций, а их радикального ослабления. И таким вариантом Радзиховский считает полную заморозку конфликта в Украине и «приведение “ДНР” в состояние Приднестровья-2», что, по мнению обозревателя, способно привести к тому, что ЕС де-факто может счесть конфликт с Россией исчерпанным.
На мой взгляд, в рассуждениях Радзиховского есть две ошибки. Первое. Украина не только не Россия, но и не Молдова. Это не значит, что украинцы лучше или хуже молдаван. Просто в общественном сознании Украины есть восприятие себя как большой страны, сделавший европейский выбор и подвергшейся военной агрессии со стороны империи. Большинство молдаван не воспринимают Россию как врага, о чем свидетельствует выбор крайне пророссийского президента Додона. Для большинства украинцев путинская Россия — агрессор и враг. Поэтому никакой «полной заморозки» украинского конфликта не будет, и никакого Приднестровья-2 из «ЛДНР» сделать не получится.
Вторая ошибка в том, что ситуация в Приднестровье, зажатом между Молдовой и Украиной и не имеющем общей границы с Россией, и «ЛДНР», которая имеет открытую границу с Россией и по факту является ее частью, принципиально разная. Для главарей «ЛДНР» желанной перспективой является не «заморозка конфликта», а его обострение. В условиях замороженного конфликта бандитам жить сложно. Экономикой они заниматься не умеют, поэтому шанс на «продолжение банкета» у них один — эскалация войны, новые жертвы, нагнетание истерики в российских новостях и телешоу. Ну а Трамп со своим курсом на уход от решения европейских проблем оказался для главарей сепаратистов очень кстати. Хотя 45-й президент США вряд ли подозревает об их существовании.
Фото:
1. 28.01.2016 Ситуация в городе Авдеевка Донецкой области. Friedemann Kohler/ DPA/TASS
2. Украина. Донецкая область. 31 января 2017. Украинская военнослужащая в городе Авдеевка. Власти ДНР и Украины заявили об обострении с 29 января 2017 г. ситуации в районе Авдеевки и на линии соприкосновения сторон конфликта в Донбассе. МИД Украины сообщил о восьми погибших украинских военных и десятках раненых. AP/ТАСС