Церковь и государство
13 декабря 2017 г.
Заявление Вольного исторического общества в связи c предполагаемым уничтожением музея Исаакиевского собора
11 ФЕВРАЛЯ 2017, ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

В последние недели многие представители музейного сообщества, историки, жителиСанкт-Петербургаи других городов России высказывают свое беспокойство по поводу решения губернатораСанкт-ПетербургаГеоргия Полтавченко передать Исаакиевский собор в управление Русской православной церкви. Если сегодня Исаакиевский собор является и храмом, и музеем, то в результате этого решения в ближайшем будущем музей будет уничтожен.

Разделяя эту обеспокоенность и, в частности, поддерживая аргументы, высказанные в заявлении Российского комитета международного совета музеев, Вольное историческое общество считает важным заявить:

Исаакиевский собор — уникальный памятник истории и культуры России, созданный трудом нескольких поколений российских архитекторов, мастеров и рабочих; в его строительство был вложен не только их талант, но и значительные ресурсы Российского государства. Уже в момент окончания строительства он имел двойное назначение: религиозное и культурно-политическое. Именно в таком качестве он существует и в последнюю четверть века, выполняя обе функции под управлением специально созданного музея. Поспешным решением губернатора одна из функций собора уничтожается, а сохранность и доступность одного из шедевров российской культуры императорского периода ставятся под угрозу.

С точки зрения исторической науки передача собора под управление Русской православной церкви будет означать прекращение научной работы с уникальным объектом, уничтожение музея Исаакиевского собора. Необходимо понимать, что речь идет об одном из лучших российских музеев. Состояние музейного дела в стране — показатель состояния культуры общества: чем выше культура, тем больший круг объектов общество сознает как ценности, которые нужно сохранять.

Вольное историческое общество выражает свою озабоченность идущим в России процессом демузеефикации, когда из музеев изымают экспонаты для их использования по первоначальному назначению. Это признак культурной деградации. Следуя этой логике, Соловецкие лабиринты придется отдать язычникам и организовать там капище, фарфор XVIII века передать в рестораны, а Царь-пушку — артиллеристам. Случай с Исаакиевским музеем — наиболее наглядный пример такой политики.

Наконец, не может не вызывать тревоги то, что решение губернатора уже спровоцировало в обществе конфликт, который пришел на место мирному взаимодействию православной общины и светского музея. Неверно было бы интерпретировать его как спор между «светским» и «церковным» предназначением собора: речь идет не о функциях собора как православного храма — он выполняет эту роль сегодня, и ничего в этом отношении не изменится после передачи собора, — а о том, кто будет распоряжаться и управлять собором как зданием и как имуществом. Именно в этой функции музей, специальное научное учреждение, созданное для сохранения уникального комплекса, представляется лучшим выбором, чем хозяйственное управление Русской православной церкви.

Вольное историческое общество призывает все институты власти, от которых зависит решение вопроса о судьбе собора, остановить уничтожение важнейшего культурного центра северной столицы.

Фото: Блохин Максим\ ITAR-TASS












  • Александр Верховский: Иерархам церкви такое говорить не пристало. Эта тема была отнесена в область внутрицерковной оппозиции... И то, что её опять вытащили на официальный уровень, — очень плохо.

  • МК: Проведение «ритуальной» экспертизы, предупредила следователь, станет возможным лишь после получения результатов историко-архивного исследования, конца которому пока что не видно.

  • marss2: СК проверит, было ли убийство Иваном Грозным своего сына непреднамеренным. СК проверит, не была ли смерть Тутанхамона заказным убийством.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ритуальное убийство в Екатеринбурге?
28 НОЯБРЯ 2017 // НИКИТА КРИВОШЕИН
Прав епископ Тихон Шевкунов, определяя цареубийство-детоубийство, совершённое в 1918 году Яковым Юровским и его сообщниками по ОПГ с кодовым названием РСДРП /б/ как похожее на «ритуальное». Не исключаю, однако, что поспешность и невдумчивость при восприятии этого тезиса, а также прочно вошедшие в память ассоциации наведут некоторых на мысль о приносимых в жертву «а-ля Исаак», мифе «о кровавом навете». Миф этот укоренился давным-давно в Средней Европе, да и в России насаждался Союзом русского народа и Союзом Михаила Архангела. Царский суд (а это вам не ОСО), в обстановке бытующего тогда черносотенства, вынес в 1913 году оправдательный приговор Бейлису по сфабрикованному против него делу по обвинению в ритуальном убийстве подростка Андрея Ющинского.
Мракобесие на марше
28 НОЯБРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Увы, чудес не бывает. А если таковые и случаются, то только в худшую сторону. Еще недавно среди немногих положительных свойств российской власти можно было отметить отсутствие антисемитизма. Но увлеченность Кремля теориями заговоров, уверенность, что западные спецслужбы желают свергнуть Владимира Путина с помощью «цветной революции», неизбежно вели к выявлению зловредной нации. Той, на которую можно списать все российские беды, включая дурные дороги, отсутствие канализации в отдельных населенных пунктах, ну и, само собой разумеется, отсутствие воды в кранах. А также убийство православного государя.
Прямая речь
28 НОЯБРЯ 2017
Александр Верховский: Иерархам церкви такое говорить не пристало. Эта тема была отнесена в область внутрицерковной оппозиции... И то, что её опять вытащили на официальный уровень, — очень плохо.
В СМИ
28 НОЯБРЯ 2017
МК: Проведение «ритуальной» экспертизы, предупредила следователь, станет возможным лишь после получения результатов историко-архивного исследования, конца которому пока что не видно.
В блогах
28 НОЯБРЯ 2017
marss2: СК проверит, было ли убийство Иваном Грозным своего сына непреднамеренным. СК проверит, не была ли смерть Тутанхамона заказным убийством.
Церковь о революции. Исследование медиадискурса
27 ИЮЛЯ 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Оценка революции 1917 года как трагедии превалирует в церковном сообществе, однако серьезного разговора на тему, почему эта трагедия произошла, каковы уроки случившегося, не ведется — к таким выводам пришли авторы медиаисследования Аналитического центра S-t-o-l.com Алина Гарбузняк и Ольга Солодовникова, презентация которого состоялась 26 июля в Meeting Point на Охотном ряду. Для исследования были выбраны такие православные СМИ, как телеканал «Спас» (программа «Консервативный клуб»), радио «Вера», Журнал Московской патриархии и журнал «Фома», интернет-ресурсы pravmir.ru, pravoslavie.ru, radonezh.ru, православные сегменты светских СМИ: «Слово пастыря» на Первом канале, статьи в «Российской газете» и «НГ-религии» (всего 148 текстов).
Готовы «избрать царя из народа своего»?
4 ИЮЛЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В минувший понедельник один из наиболее известных священнослужителей РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин обрушился с убийственной критикой на еще не вышедший в свет, но уже знаменитый фильм Алексея Учителя «Матильда». В котором, как мы знаем, рассказывается о сложных взаимоотношениях между последним русским самодержцем и одноименной балериной. Как нынче стало модно, отец Всеволод не ограничился письменным высказыванием, а записал видеообращение — «Пред лицем Господа трепещи, земля!». Впрочем, еще до протоиерея Чаплина другой представитель РПЦ, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, инициировал сбор подписей за запрет проката фильма «Матильда».
Прямая речь
4 ИЮЛЯ 2017
Александр Верховский: Тема может показаться смешной... но для продвижения церковных интересов не так уж плоха. Епископ Тихон Шевкунов: Реально говорить о возвращении монархии невозможно.
В СМИ
4 ИЮЛЯ 2017
"Комсомольская правда": Тут даже не Салтыков-Щедрин с его «тащить и не пущать». Тут пахнет горелым мясом со сковородок, на которых черти в аду жарят грешников...
В блогах
4 ИЮЛЯ 2017
Владимир Матов: По-моему, сказав, что фильм "Матильда" разрушит Россию, протоиерей Чаплин нашёл для Путина так себе отмазку. Даже у ватных пипл не прокатит.