Медиафрения
24 марта 2017 г.
Медиафрения. Малахольные
21 ФЕВРАЛЯ 2017, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

Спешу поделиться радостной вестью: в России свобода слова – есть! И никакие усилия Кремля накинуть намордник на рты Дмитрия Киселева и его коллег не помешают им этот намордник немедленно сгрызть и тут же, выплюнув ошметки, продолжить нести слова правды населению. На минувшей неделе было объявлено, мол, Кремль передал приказ федеральным телеканалам прекратить поминать всуе имя Дональда нашего Трампа. «Трампа больше нет!» — такова была суть новой политики, объявленной кремлевскими цензорами. Да, нашлись малодушные, те, кто испугался и включил слово «Трамп» в перечень запретных слов, который ранее состоял из четырех матерных терминов, а теперь вот добавилось запрещенное имя собственное.

Итак, полностью запретить Трампа не удалось. И причина тому, прежде всего, сам Трамп, который каждым своим словом создает топовую новость. Вот только что, 18.02.17, выступая на митинге своих сторонников во Флориде, Трамп сообщил об ужасном: «Посмотрите, что произошло вчера вечером в Швеции. В Швеции! Кто мог подумать?! Швеция!» Эта весть взорвала мир. Все стали искать на карте Швецию. Убедившись, что она по-прежнему мирно свисает с брюха Скандинавского полуострова, люди немного успокаивались, но продолжали искать следы шведской трагедии в шведских СМИ и интернете, однако находили лишь какие-то странные шутки и гипотезы, вроде той, что высказал бывший премьер Швеции, про то, что Трамп что-то курил.

И тут выяснилось, что, оказывается, Трамп накануне вечером посмотрел на канале Fox News фильм о проблемах миграции в Швеции. То есть обнаружилось, что 45-й американский президент не в состоянии отличить кино от новостей. Миру еще повезло, что по Fox News не показывают российские фильмы. Трудно представить себе, что сообщил бы своим избирателям Трамп, если бы на ночь посмотрел фильм Бондарчука «Притяжение» или бандитский сериал «Ну, погоди!»

Объявить запрет на упоминание Трампа в новостях так же трудно, как запретить анекдоты или смех от щекотки. Какой журналист может оставить без внимания, например, утверждение Трампа, что он набрал 306 голосов выборщиков, а значит, победил с самым большим отрывом со времен Рейгана. Естественно, все сразу стали об этом писать и приводить результаты Буша-старшего с его 486 голосами выборщиков, а также все результаты Клинтона и Обамы, каждый из которых всякий раз получал больше голосов, чем Трамп. А некоторые зануды даже вспомнили, что Трамп в действительности получил 304 голоса, то есть сам не знает своего результата. Меня, признаюсь, поначалу раздражало, когда Трампа сравнивали с лидером ЛДПР, казалось это натяжкой. Но по мере того, как Трамп все больше демонстрирует легкость в словах и мыслях необыкновенную, по мере того, как он все большее число СМИ называет «врагами американского народа», сравнение это выглядит все менее странным.

Еще одной хорошей новостью, уже без всяких кавычек, стала передача «Культурный шок» Ксении Лариной на «Эхе» от 18.02.17. Тема: «Писатель и война: тест на современность», участники: журналисты Аркадий Бабченко, Андрей Архангельский из «Огонька» и писатель Игорь Волгин.

Обсуждали писателя-майора «ДНР» Захара Прилепина. На фоне того, что обычно скармливает своей аудитории федеральный телевизор под видом дискуссии, Ксении Лариной удалось продемонстрировать мастер-класс в этом жанре журналистики. Удачным был как точный выбор темы, так и подбор участников, каждый из которых в этом разговоре прекрасно сыграл заданную роль, а все вместе они практически «закрыли тему».

Вот один из ключевых фрагментов дискуссии:

Волгин: «Если человек считает, что на территории его бывшей родины большой происходит то, с чем он не согласен, он считает, что там происходит какие-то, как он считает, фашистские, нацистские (события), он имеет право взять в руки оружие, если он так считает».

Бабченко: «Считать независимое государство территорией своей бывшей родины – это соседняя страна, независимое государство. Если едешь туда брать в руки оружие…»

Волгин (перебивает): «Мы говорим «соседняя страна», я же говорю, что это не соседняя страна. Это, вы знаете, искусственное деление на кубики. 300 лет это было единое пространство».

Архангельский: «Польша когда-то входила в состав Российской империи, Финляндия…»

Волгин: «У нас с Украиной кровеносная система единая. Нельзя так взять и отрезать кусок».

К сожалению, эту дискуссию, в которой писатель Волгин замечательно предъявил публике все атрибуты имперской и милитаристской картины мира, Бабченко сделал профессиональный анализ деформации сознания участника войны, а Архангельский не менее профессионально показал несостоятельность сравнений участия в войнах 19-го и первой половины 20 веков с нынешними любителями выездов на «сафари» в «ЛДНР» — так вот эту дискуссию на сайте «Эха» посмотрели всего чуть более 8 тысяч человек. Что совершенно не сравнимо с теми миллионами соотечественников, которые впитывают отраву федерального телевизора.

 

«МАЛОХОЛЬНЫЕ»

 

В дивном мире путинской России основные активы принадлежат государству, но при этом все государственные активы фактически находятся в бесконтрольном распоряжении и пользовании путинских назначенцев. Федеральное телевидение не исключение. Каждый ведущий программы использует ее не только для зомбирования населения, но и для продвижения своих интересов за пределами телевидения, в частности для сведения личных счетов.

На минувшей неделе люди из «Национально-освободительного движения», возглавляемого депутатом Госдумы от «Единой России», Евгением Федоровым, провели пикет у здания МИА «Россия сегодня». Пикетчики обвиняли главу «России сегодня» Дмитрия Киселева в том, что он «трампоман», напоминали ему, что президентом России является Владимир Путин и требовали «прекратить культ Трампа на российском телевидении».

Киселев ответил сразу, используя всю мощь вверенного ему главного государственного телеканала. В первых же своих «Вестях недели» от 19.02.17 он обвинил депутата Федорова в том, что его люди «сделали балаган» и что, поскольку «уровень дискуссии низок», то и «дискутировать – не тянет».

Вместо дискуссии с депутатом-единороссом Федоровым, Дмитрий Киселев вывесил у себя в студии «доску позора», разместив там портреты шести человек: сбежавших в Украину депутатов Госдумы Вороненкова и Максаковой, православного депутата-гееборца Милонова, члена Общественной палаты РФ, руководителя организации «Офицеры России» Цветкова, депутата-яблочника питерского заксобрания Вишневского и упомянутого депутата Госдумы Федорова.

«Доска позора» сопровождалась надписью «Малохольные». Именно в эту категорию зачислил Киселев шестерых довольно разных людей. Слово «малохольный» значит: «странный, чудной, убогий, слабый, беззащитный, бестолковый». Некоторые оттенки этого слова  вполне применимы к большинству персонажей киселевской «доски позора». Но вряд ли определения «беззащитный» и «слабый» подходят для людей, сумевших выжить в джунглях российской политики.

В действительности всех этих людей объединяет лишь то, что они не нравятся Дмитрию Киселеву, а, поскольку люди, собранные в этом сюжете, никаких других общих признаков не имеют, то Киселев и назвал их всех таким словом, которое в данном случае – просто абсолютно бессодержательное ругательство. Мог бы проще написать: «козлы». Было бы понятнее.

Для каждого «малохольного» у Киселева нашлось отдельное доброе слово. С Вороненковым и Максаковой все просто: предатели, перебежчики и двурушники. Член Общественной палаты РФ, глава организации «Офицеры России» Антон Цветков устроил дебош на фотовыставке, организовал обливание мочой художественных фотографий, а кроме того – самозванец: никакой он не офицер и даже в армии не служил.

Православный депутат-гееборец Виталий Милонов виноват в том, что «надел стихарь и принялся делать антисемитские заявления». Тут с Киселевым не поспоришь: и стихарь надевал, и антисемитские заявления делал. Непонятно другое: почему антисемитские заявления депутата Милонова привели его на «доску позора», а антисемитские заявления другого депутата из той же фракции, Петра Толстого, сказанные в адрес тех же людей, по тому же поводу, Киселев и другие коллеги предпочли не заметить. Видимо, все дело в стихаре. Не надевал бы его Милонов и пусть бы себе антисемитствовал на здоровье, жалко, что ли.

Сюжет с «малохольными» примечателен тем, что пятеро из шести выставленных на «доску позора» — либо лютые путинисты и крымнашисты, либо недавно были таковыми и сменили пропутинскую риторику вот только сию минуту под воздействием уважительных обстоятельств. Белой оппозиционной вороной в этой компании выглядел один питерский депутат-яблочник Борис Вишневский. Его «вина» была, оказывается, в том, что он на митинге противников передачи Исаакия Гундяеву заявил, что эта передача – незаконна.

Ведь есть же закон, возмущался Киселев, а значит депутат-яблочник Вишневский – провокатор, он же «малохольный» и т.д. и т.п. Киселев имел в виду ФЗ 327 от 30.11.2010 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Все так, название закона подходящее. В отличие от содержания. Статья 2 этого закона гласит: «Действие настоящего федерального закона не распространяется на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации».

Берем актуальную справку из Союза музеев России и читаем, что фонды государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» насчитывают 26 тысяч 459 предметов из Музейного фонда РФ.

Речь идет, в том числе, об иконах 18-19 веков и о мозаике. То есть, если строго следовать закону № 327 от 30.11.2010, на чем, видимо, настаивает Киселев, то иконы надо со стен Исаакия содрать, а флорентийскую и венецианскую мозаику выковырять и передать Исаакий Гундяеву вот в таком ободранном и обесчещенном виде. И кто после этого провокатор, а также малохольный?

На следующий день после того, как Киселев выпустил этот сюжет про «малохольных», ему на «Эхе Москвы» ответил главарь «НОД», депутат Евгений Федоров. Он не стал ходить вокруг да около и швыряться пустыми обзывалками. Депутат Федоров – человек прямой и сказал со всей единоросской прямотой: «Киселев – лидер антипутинского заговора». Оказывается, депутат Федоров давно присматривался к ведущему Дмитрию Киселеву и убедился в том, что ведущий Киселев «выступает против России и ее президента Владимира Путина», а в служебное время этот Киселев, оказывается, «продвигает культ Америки». А ведь и правда. Ведь столько вреда России, сколько ей принес своими «испепелениями Америки» и прочими злобными кривляниями Дмитрий Киселев, мог нанести только агент какого-то враждебного государства. Или какой-то уж совсем малохольный.

 

РОССИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ СТРАНА, ПОЭТОМУ ВСЕ ВАШИ СТРАНЫ БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ!

 

На «Воскресном вечере» от 19.02.17 обсуждали Мюнхенскую конференцию. Трампа на ней не было, но о нем все равно говорили. В основном заверяли, что никто никогда его победе и не радовался. Политолог Михеев сообщил, что он «не слышал ни от одного российского политика ни разу ни одного эйфорического высказывания о победе Трампа». Конец цитаты.

Позвольте, вот только недавно, чуть больше трех месяцев назад… Вся Государственная дума, а не какой-то отдельный российский политик… Банкет, шампанское, бурное продолжительное ликование всех четырех с половиной сотен депутатов… И потом все это ликование переместилось в телевизор, в том числе и в студии Соловьева… Мы же все это только что… своими глазами… Ведь есть же интернет, ютуб, фотографии банкета…

Полагаю, что вот эта легкость пируэта, вот это изумительное мастерство мгновенного и непринужденного переобувания в момент исполнения антраша, проявленные российскими политиками и околополитическими существами по отношению к Трампу, должны вызвать глубокую задумчивость у Владимира Путина. У него не может быть ни малейших сомнений, что в тот момент, когда под ним рухнет кресло, вот ровно в этот момент и не секундой позже вся армия путинистов разделится на две части. Одни дружными рядами вольются в мгновенно созданное Владимиром Соловьевым народное движение по преодолению тоталитарного наследия путинизма. Другие будут недоуменно спрашивать: «Кто – Путин? А кто это?»

А пока шабаш продолжается, и все бесы и ведьмы на своих местах. Тон разговору о Мюнхенской конференции по безопасности задал, естественно, Ж., который предложил созвать свою конференцию, альтернативную Мюнхенской. Странам Балтии лидер ЛДПР объяснил, что, если у них будут стоять натовские войска, то они будут уничтожены. «Этих стран – не будет!» — злобно заорал Ж., обращаясь к депутату Европарламента из Эстонии Яне Тоом.

Депутат Яровая начала свое выступление с объявления, что «Россия – доброжелательная страна». Тут существенно то, что депутат Яровая выступала сразу после депутата Ж., который помимо того, что уничтожил страны Балтии, наговорил еще много чего, в том числе пригрозил, что он в следующий раз приедет в Мюнхен и всех сразу увезут на «скорой помощи». Впрочем, репутация не только Ж., но и депутата Яровой такова, что слово «доброжелательность», сказанное ею, воспринимается как угроза.

Потом все принялись обсуждать военный бюджет НАТО и перспективы создания европейской армии. По поводу военного бюджета НАТО весьма скептически выступил либерал Станкевич. Он сообщил, что этот бюджет может увеличиться на 100 миллиардов долларов. «Непонятно, против кого?» — недоуменно спросил НАТО либерал Станкевич. А поскольку НАТО от ответа уклонилось, либерал Станкевич ответил сам: «Придется придумывать!»

Что касается европейской армии, то тут все в студии Соловьева заняли единую позицию: никакая армия Европе не нужна. И только депутат Европарламента от Эстонии Яна Тоом почему-то уперлась и заявила, что Европе нужна армия.

Доказательство того, почему и зачем странам Запада, да и странам Востока нужна армия, Соловьев тут же предъявил в своей студии, когда после небольшого перерыва устроил бенефис Дмитрия Рогозина. Соловьев тут же, как обычно, начал лебезить перед Рогозиным и заявил, намекая на габариты гостя: «Глядя на вас, не хочется говорить с позиции силы». На что Рогозин самодовольно ответил, что с юности был крупным и с ним боялись связываться.

После чего Рогозин принялся рассказывать, сколько Россия произвела всякого железа, с помощью которого можно многократно уничтожить всю планету в целом и каждую страну в отдельности.

После просмотра таких передач невольно закрадывается мысль: а может, прав депутат Федоров и все российское ТВ работает на Америку и НАТО? Ведь лучшего способа увеличить военный бюджет Североатлантического альянса, чем просмотр таких передач, не существует.


Фото: АР/ТАСС













  • Николай Сванидзе: Есть темы и вопросы, которые нельзя вбрасывать в публичное пространство. Нельзя, например, проводить программу на телевидении на тему «Можно ли бить женщин?».

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Павел Гинтов: Предлагаю радиостанции "Эхо Москвы" новые увлекательные темы для опросов: "Стоит ли устроить украинцам второй голодомор?" "Стоит ли создать лагеря смерти для украинцев?"

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Праздник третьей свежести
21 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вся минувшая неделя прошла под знаком подготовки к третьей годовщине оккупации Крыма. Рассылались письма из администраций руководителям вузов и бюджетных организаций с разнарядкой на праздничные митинги и указанием, какие плакаты надо носить и какие кричалки кричать. Всю неделю телевизор и газеты рассказывали, какое это счастье, что Крым, наконец, вернулся в родную гавань, и теперь, с Крымом, мы обрели достоинство, историческую память и государственность, а раньше, когда мы были без Крыма, у нас ничего этого не было: ни достоинства, ни исторической памяти, ни государственности.
Медиафрения. Телевизор и человек
14 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
30 лет назад был снят один из лучших фильмов о телевидении — «Бегущий человек», антиутопия с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Действие фильма, кстати, происходит в 2017 году в США, где в результате природной катастрофы и последовавшего за ней кризиса власть захватило тоталитарное правительство, которое управляет людьми с помощью телевизора. Утопии и антиутопии пишут на Западе, а реализуются они, как правило, в России. «Бегущий человек» не только о том, как с помощью телевизора диктатура манипулирует людьми, но и о том, во что превращаются люди, служащие этому монстру, и еще о том, как телевизор затягивает в свое нутро человека и изуверски убивает его. Все, что в этом фильме показано как антиутопия для Америки, в России через 30 лет стало реальностью.
Медиафрения. Противоестественный отбор
7 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В комментариях к текстам, в которых автор анализирует российские СМИ, часто звучит вопрос: «Зачем вы это делаете? Ведь и так ясно, что они все лгут, можно же заранее практически дословно воспроизвести и предугадать то, что заявит Киселев, покажут Скабеева с Поповым, как будет кривляться Соловьев, и как именно будут изображать припадочных Кургинян и Ж.» И хотя лгут они на самом деле все время по-разному и сюжет каждого следующего шабаша предсказуем довольно плохо, в целом можно согласиться с предсказуемостью общего вектора передач, принципа отбора новостей и общего содержания отдельных реплик.
Медиафрения. Слепое пятно
28 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На сетчатке любого человека, и не только человека, любого позвоночного, есть область, не чувствительная к свету. Слепое пятно. В повседневной жизни на зрительной картине мира это никак не сказывается, поскольку этот микроскопический дефект устройства глаза можно обнаружить только с помощью специального эксперимента. Но есть любители специально настраивать свое зрение так, чтобы слепое пятно накрывало целые участки действительности и отдельные события, причем, достаточно крупные. Особенно много таких любителей слепых пятен служат в российском телевизоре.
Медиафрения. Российская журналистика в легендах и перьях
14 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе случился большой урожай хороших новостей. Одну из них сообщил депутат Госдумы от «Единой России» Милонов во время крестного хода в поддержку передачи Исаакия Гундяеву. Милонов поделился с собратьями по русскому миру радостной вестью, объявив, что: «Христиане выжили, несмотря на то, что предки Бориса Лазаревича Вишневского и Максима Львовича Резника варили нас в котлах и отдавали на растерзание зверям».
Медиафрения. РУС ТВ: лгать, зомбировать и потешать
7 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Создатель Би-би-си сэр Джон Райт сформулировал миссию этой вещательной компании следующим образом: «Информировать, просвещать и развлекать». Ее главный принцип был изложен в Королевской хартии и «Руководстве для продюсеров» — это принцип беспристрастности. Во многом благодаря выполнению этой миссии и следованию этому принципу Би-би-си стала медийным флагманом цивилизации Запада. Би-би-си как первому в мире общественному вещателю в 2022 году исполнится сто лет, и за долгое время ее существования были случаи отступления от принципа беспристрастности, но всякий раз удавалось вернуться к этому принципу и к той миссии, которая была заложена при создании компании.
Медиафрения. Позвони мне, позвони, позвони мне ради Бога!
31 ЯНВАРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В период с 20 по 28 января 2017 года жители Центрального округа Москвы стали обращать внимание на странные звуки, доносившиеся из-за зубчатых стен Кремля. Сначала, особенно днем, они были еле слышны. В ночь с 20 на 21 января звуки стали слышнее, и стало ясно, что это песня, причем очень жалобная, и люди с хорошим слухом узнали мелодию Дунаевского и слова Рождественского в песне к кинофильму «Карнавал». Но голос был не актрисы Ирины Муравьевой, а совсем наоборот, мужской и немного гнусавый. Причем он скорее не пел, а призывно декламировал: «Позвони мне, позвони, позвони мне ради Бога!».
Медиафрения. Трамп и расширение патриотического сознания
24 ЯНВАРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В 60-х годах прошлого века в США на гребне левацко-анархической волны возникло увлечение психотропными веществами, в частности, тяжелым психоделиком ЛСД. Доктор Тимоти Лири, который считался ЛСД-гуру, активно пропагандировал практики «расширения сознания», его призыв к молодежи «Включайся, настройся, выпадай!» стал руководством к действию и основой жизненной программы для значительной части молодежи, вовлеченной в культуру хиппи и другие ветки движения «Новой эры».
Медиафрения. «В Америке гражданская война, доллар падает!»
17 ЯНВАРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
О хорошем. Тут есть как минимум три новости. Во-первых, кончились наконец каникулы у главных российских телелжецов и они занялись любимым делом. В этом есть и хорошая сторона, поскольку ожидание неприятности порой хуже, чем сама неприятность. Помните историю про двух студентов, отличника и бездельника, живших в соседних комнатах в общежитии? Бездельник имел обыкновение, вернувшись с попойки за полночь, бросать в стену башмаки, сначала один, потом второй. Однажды у него после первого башмака внезапно проснулась совесть, и он решил второй башмак не бросать...
Медиафрения. Особенности русской национальной политологии
10 ЯНВАРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Идиоты и подонки есть везде. Что не может не радовать патриотов той страны, где их привечают, поскольку всегда можно ткнуть пальцем и завопить, что вот прямо сейчас у них опять вешают негра. Но в разных странах к ним относятся по-разному. Что не может не огорчать гражданина той страны, где их привечают. Повод для радости и огорчения был такой. Информационное агентство России ТАСС 7.01.2017 радостно сообщило миру, что оно, агентство, уполномочено заявить о закрытии в Литве телепрограммы «Угадай мелодию» из-за нацистского приветствия, которое исполнила одна из участниц программы. Агентству ТАСС об этом рассказал заместитель генерального директора литовского телеканалаLRTРимвидас Палецкис.