Аудитор Сергей Леонидович Магнитский был убит в СИЗО «Матросская тишина» 16.11.2009 года. Через 8 лет и почти 9 месяцев, 21.02.2017, Палата общин Великобритании приняла «поправку Магнитского», позволяющую властям страны замораживать активы иностранных граждан, нарушающих права человека в любой точке мира. Текст поправки предоставил глава МВД Великобритании Эмбер Рудд и внесли в парламент 50 депутатов из 8 политических партий. Поправка была принята единогласно.
Аудитор Магнитский разоблачил коррупционеров в погонах, они его за это убили. В России это не большая редкость. Редкостью стала та энергия и настойчивость, с которой глава фонда Hermitage Capital Уильям Браудер, с которым сотрудничал Сергей Магнитский, а также российские политики Борис Немцов, Гарри Каспаров, Владимир Кара-Мурза-мл. и другие стали требовать расследования этого убийства и наказания убийц. Им удалось сделать это преступление резонансным и знаковым, привлечь к нему внимание мировой общественности и прессы.
Мир просыпался долго. Через год после убийства Магнитского, 23.11.2010, Европарламент проголосовал за резолюцию, призывающую запретить въезд в страны Евросоюза 61 должностному лицу, причастному к убийству российского аудитора.
Через три года, 20.12.2012, «закон Магнитского» был принят в США, через семь лет, 9.12.2016 – в Эстонии. И вот теперь – Великобритания.
Все эти годы Уильям Браудер, оппозиционные политики и независимые журналисты из России, Европы и Америки ни на минуту не оставляли в покое сонную совесть европейских и американских парламентариев, будили ее, кричали ей в ухо, били в барабаны в западной прессе. Они, те, кто хотел добиться справедливости в «деле Магнитского», не оставили западным политикам ни единого шанса забыть об этом убийстве, в котором оказалась в той или иной степени замешана вся правящая верхушка России. Одни воровали, другие убивали, третьи покрывали убийц.
По мнению Уильяма Браудера, британский «закон Магнитского» имеет историческое значение именно потому, что это Великобритания и, хотя закон касается не только российских преступников, но всем очевидно, что речь идет именно о клептократах из России. «Все они имеют дорогие активы в Лондоне и думают, что они неприкасаемы», — написал Браудер в своем Твиттере после принятия закона.
«Город русской славы», — глумясь, называли Лондон российские чиновники и олигархи. В их числе немало воров и убийц, скупающих кварталами элитную недвижимость в британской столице. Палата общин дала им очередной урок патриотизма, причем, двойной. Во-первых, британские парламентарии показали ворам и убийцам из России, как надо защищать свою страну от всякой дряни. А во-вторых, предложили им самим проявить патриотизм, то есть жить там, где воровали и убивали.
Реакция западного мира на преступления, совершаемые российской властью по отношению к гражданам России, может раздражать своей медлительностью. Но ведь Европа и Америка не заточены на то, чтобы разгребать грязь внутри России. Спасибо и за то, что пытаются противостоять расползанию этой грязи и подают нам пример, указывая поименно тех, с кем нам следует разобраться самим.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС