В минувшее воскресенье железнодорожный мост между Ленинградским и Казанским вокзалами был украшен растяжкой с надписью «Путин — это война. Путин — это кризис. Смерть». Почти сразу после того, как многочисленные москвичи и гости нашего города наконец получили возможность прояснить для себя, «кто есть мистер Путин», неподалеку были задержаны три члена Комитета протестных действий: Екатерина Рыжик, Николай Игроков и Павел Кузнецов. Всех их в ближайшее время ждет разбирательство в суде. Причем для одного из них, Павла Кузнецова, оно может закончиться многотысячным штрафом либо даже административным арестом. Поскольку, если суд признает задержанных виновными (а в этом вряд ли стоит сомневаться), у Павла это окажется «повторным нарушением установленного порядка проведения массовых мероприятий». Некоторое время назад он был осужден за одиночный пикет в поддержку Ильдара Дадина, который на днях вышел на свободу.
А неделю назад баннер ровно с этой же надписью органы правопорядка запретили разместить во главе колонны на Марше Бориса Немцова. Незаконное цензурирование содержания плакатов и растяжек, которые манифестанты приносят с собой на протестные уличные акции, стало обычной практикой с весны 2014 года. То есть с момента аннексии Крыма и оккупации Россией части юго-востока Украины. Фактически растяжка на мосту у трех вокзалов стала ответом властям: не хотите легально, не хотите на согласованном с мэрией марше? Тогда будет вот так!
26 февраля на Пушкинской площади перед самым стартом Марша один из «штатских» руководителей силовиков, принимавший непосредственное участие в отбраковке наших растяжек, улыбаясь, говорил мне: «Вот вы пишите: “Путин – это война!”. А вы понимаете, что сегодня в глазах большинства россиян данное утверждение звучит весьма комплиментарно. Потому что война — это мощь, сила, возврат территорий, гордость за страну». «И чего же тогда, — спрашиваю, — вы не пропускаете эту растяжку?» Он рассмеялся: «Ну, во-первых, вы ориентированы не на большинство, а на пять миллионов антинародных отморозков… А во-вторых, печемся о вашей оппозиционной репутации»…
Посмею предположить, что смеяться и «штатские», и их коллеги при погонах будут только до тех пор, пока акции, подобные той, что в минувшее воскресенье состоялась возле трех вокзалов в Москве, будут носить эпизодический характер. А если подобного рода демонстрации станут регулярными, если в них будет прослеживаться определенный замысел и план, то, надо думать, силовикам нашим станет не до смеха… Ведь главный смысл подобных демаршей в том, чтобы как можно больше людей увидели и осознали, что сопротивление вовсе не подавлено и не задушено. Что есть люди, которые рук не опускают и продолжают борьбу.
Фото: Денис Стяжкин