Медиафрения. Праздник третьей свежести
Вся минувшая неделя прошла под знаком подготовки к третьей годовщине оккупации Крыма. Рассылались письма из администраций руководителям вузов и бюджетных организаций с разнарядкой на праздничные митинги и указанием, какие плакаты надо носить и какие кричалки кричать. Всю неделю телевизор и газеты рассказывали, какое это счастье, что Крым, наконец, вернулся в родную гавань, и теперь, с Крымом, мы обрели достоинство, историческую память и государственность, а раньше, когда мы были без Крыма, у нас ничего этого не было: ни достоинства, ни исторической памяти, ни государственности.
Когда настало, наконец, 18.03.2017 и праздник состоялся, вдруг обнаружилось, что он, этот праздник, какой-то не совсем настоящий. Второй, а, может, и третьей свежести. Во-первых, главный бенефициар, Путин, не только не приехал в Крым, но и на концерте на Красной площади не выступил. Серега-десантник выступил, Ж. выступил, группа «Градусы» выступила, а Путин не выступил. Мало того, аккурат к празднику приболел Медведев, вконец затравленный Навальным. «Не уберегли», — пошутил Путин. Одним словом, с праздником вышло как-то не очень.
Зато, по мере погружения страны в пучину абсурда, в эфирах разных медиа появляются все новые кумиры, гуру и эталоны для подражания. В «Вестях недели» Дмитрий Киселев презентовал фильм с чудесным названием «Моторола — соль земли русской». В «Нагорной проповеди» (Евангелии от Матфея) «солью земли» Иисус называл апостолов. Любопытно было бы поближе познакомиться с религией, апостолом которой является покойный Моторола.
Еще один «Учитель» появился на телеканале «Дождь» как раз в праздник аннексии Крыма, 18.03.17. Олег Кашин пригласил в свою программу Максима Кононенко, довольно популярного среди любителей фашизма и всяких извращений кремлевского политтехнолога и колумниста «Известий». Кашин назвал Кононенко своим «вечным собеседником в душе и сердце», а также своим «Учителем» и «великим человеком». Кононенко немедленно обнаглел, стал вальяжно раздавать всем оценки, в частности, похвалил Андрея Норкина и обругал немецкую журналистику.
При всяком глубоководном погружении надо делать отметки. Отмечаем: на нынешнем этапе нашими апостолами и учителями стали Моторола и Максим Кононенко. С интересом всматриваемся в глубину: какие еще чудища появятся оттуда.
ИГРЫ РЕКОНСТРУКТОРОВ
Когда я выше назвал годовщину крымнаша «праздником третьей свежести», я вовсе не хотел бросить тень на тех, кто обеспечивал информационное сопровождение этого действа. Они старались. В той же программе Киселева было объявлено, что 18.03.17 — это «праздник, равнозначный Дню Победы 9 мая». Потом был изумительный сюжет о святом Луке, Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком, выдающемся хирурге, профессоре медицины, архиепископе, узнике ГУЛАГа и лауреате Сталинской премии. Этот уникальный человек один из немногих, а может, и вообще единственный из русских православных святых, достойный глубочайшего уважения. Так совпало, что 18.03.1996 года РПЦ назначила днем обретения его мощей, которые находятся в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. Естественно, мимо такого подарка не смогли пройти ни РПЦ, ни телевизор. Они хором завопили, что в этот день, 18.03.17, произошли «исцеления от Святого Луки». А Дмитрий Киселев подвел под все чудеса патриотическую базу и сообщил, что «18 марта Россия исцелилась от исторического беспамятства». Жаль, что Валентин Феликсович лично не может ответить всем этим мракобесам. Судя по воспоминаниям, святитель Лука был мужчина прямой, несгибаемый и на язык острый, так что им бы точно не поздоровилось.
Тем временем, в российском телевизоре на наших глазах рождается еще одна традиция. С 1975 года почти каждый год 31 декабря на первой кнопке идет «Ирония судьбы». Теперь та же судьба ждет другой замечательный игровой фильм — «Крым. Путь на Родину», который будет радовать россиян каждое 18 марта. В этом шедевре, который зрители увидели впервые в 2015 году, главную роль исполняет Владимир Путин, роли второго плана Шойгу, Аксенов, Поклонская и Хирург, а в массовке заняты московские актеры.
Этот фильм, как хороший коньяк, с каждым годом становится все лучше и лучше. Это замечательно, что каждый год в эфире российского телевидения будут звучать признательные показания Путина: «Ситуация развернулась таким образом, мы вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России». И далее, президент России подробно рассказывает, как он лично – это постоянно подчеркивается, что лично – руководил процессом насильственного захвата чужой территории. Как он велел подавлять связь между украинским командованием и украинскими военнослужащими в Крыму. Как он лично давал команду в ночь на 27 февраля спецподразделениям захватить здания парламента и правительства Крыма и провести голосование под дулами автоматов.
«Наше преимущество, — бахвалится своими преступлениями Путин, — заключается в том, что я занимался этим лично!» Когда это творение Вячеслава Кондрашева впервые показали по телевизору, многие, и я в их числе, обрадовались, что – вот же! – главный преступник дает признательные показания прямо в эфире на многомиллионную аудиторию. Потом я понял, что, если и когда дело дойдет до суда, Путин от всего отопрется, сославшись на то, что это всего лишь кино, фактически игровой фильм, где он играл роль президента Путина, а все, что он говорил, это были реплики из сценария. Не случайно, в фильме периодически появляется надпись «реконструкция». То есть это не документальное кино, а создание вполне художественного образа по мотивам реального исторического события.
Проблема в том, что зрители видят настоящего Путина, настоящего Шойгу, настоящего Аксенова и думают, что все, что говорят и показывают в этом фильме – правда. Верят тому, что в Крыму было нашествие «Правого сектора», хотя, когда показывали документальные фрагменты, ни одного флага «Правого сектора», вопреки закадровому голосу, на этих кадрах не было. Если судить по этому фильму, по тому, как с «Правым сектором» сражаются то могучие «Ночные волки», то казаки, то местные ополченцы, то в этом «Правом секторе» под ружьем были миллионы, так что непонятно, почему Ярош не стал в 2014 году президентом Украины, а набрал всего 0,7% голосов.
Буйная фантазия реконструкторов иногда зашкаливает, например, когда они рассказывают о страшных феодосийских морпехах из НАТО, которые говорили исключительно по-английски, имели американские банковские карты и при этом все были родом с западной Украины. И вот этих жутких нелюдей наши вежливые люди взяли без единого выстрела, но, к сожалению, отпустили. После чего их кровавый путь – как стало доподлинно известно героям фильма – усеян трупами русских людей на Донбассе.
Дивный эпизод фильма с эсминцем «Дональдом Куком», которого так напугал российский адмирал Александр Витко, что этот эсминец, представляете, со страху начал выписывать «восьмерки» и так, петляя, как заяц, убежал из Черного моря в Средиземное. В минобороне США об этой смешной истории почему-то никто не знает. Сам фильм готовился в обстановке строгой секретности, причем ни операторы, ни актеры не знали, в съемках чего они участвуют — в художественном фильме или в телесюжете, а после окончания работы они подписали документ о неразглашении информации, так что выяснить, какой процент правды в этом фильме вряд ли удастся.
Впрочем, доля информации в этом фильме примерно такая же, как и в обычных новостях российского ТВ, то есть крайне близка к нулю.
ВИРУС 17-ГО ГОДА
Магия цифр, несомненно, существует. Вот смотрите. Спустя 1917 лет после рождения некоего еврея из Назарета в Российской империи случились некоторые события, после чего данная империя гикнулась, а всю мировую историю несколько перекосило. У нас сейчас год 2017-й с момента рождения того самого еврея. Казалось бы, какая связь между нулями в конце цифры, обозначающей этот отрезок времени, отделяющий нас от этого действительно важного события, и непременной судьбоносностью вот именно этого, 2017-го года. Казалось бы, никакой связи быть не может, поскольку все эти нули, единицы и семерки – лишь знаки, которыми мы нумеруем время, и ничего больше.
Ан нет! Ощущение того, что мы живем в 17-м году, приводит чувства в смятение, ум делает подножку разуму, а здравый смысл берет логику на болевой прием. Смотрим новости. Суд Петербурга аннулировал лицензию Европейского университета. Первопричина – жалоба Милонова. Где Европейский университет и где Милонов? Ми-ло-нов! Это ли не бурление в мозгах 17-го года? В Архангельске к приезду Путина застелили тротуар паркетной доской. В советские времена такого не было! Вирус 17-го года проникает в головы чиновников, депутатов, политиков, внушает, что настали последние времена и надо сделать нечто выдающееся напоследок. Например, застелить тротуар паркетной доской.
Особенно наглядно вирус 17-го года проявляет себя в телевизоре, где он, заключив договор с электромагнитными волнами, полностью парализует и без того слабое сознание участников ток-шоу. «Воскресный вечер» от 19.03.17. Разговор, естественно, об Украине. Политолог Вадим Трюхан говорит об инициативе Украины, подавшей иск против России в Международный суд ООН в Гааге, и в какой-то момент впопыхах – перебивают же на каждом слове! – сбивается на родную мову. Вместо русского «заявление» Трюхан произносит украинское «заява». С Соловьевым случился припадок. Он не мог успокоиться минут пять. Он кривлялся, изображая «распальцовку», пытался в лицах изобразить с блатными интонациями и словечками, как, по его представлениям, все это должно было происходить. Слово «заява» звучало не меньше 10 раз с разными интонациями и в разных сочетаниях. Судя по тому, что Соловьев часто хвалится своим знанием украинского, он не мог не понимать значение этого слова. Если так, налицо было просто глумление над языком суверенной страны.
Политолог Трюхан, безусловно, не такой специальный «украинец для пинков», как его коллега Вячеслав Ковтун, но тоже частенько подставляется, не вполне понимая, кто есть кто в студии и с кем еще как-то можно вступать в диалог, а кого лучше обходить за километр. Тут его угораздило вляпаться в востоковеда Семена Багдасарова. Семен Аркадьевич производит обманчивое впечатление. Он, когда молчит, имеет вид добродушный, немного сонный и улыбчивый. Этим он похож на песчаную эфу, одну из самых ядовитых змей на планете, которая так же добродушно греется на солнышке, но если ее тронуть, сначала издает предупредительное шуршание, после чего немедленно нападает и наносит смертельные укусы.
Политолог Трюхан, ничего не подозревая, стал доказывать, что национализм в Украине популярен не больше, а меньше, чем в большинстве стран Европы. Востоковед Багдасаров проснулся и начал постепенно наливаться яростью. «Власть в Украине является фашистской и нацистской, так как она настроена против России, — объявил Багдасаров. — Мы должны использовать для ее уничтожение все виды вооружений. Я с удовольствием пойду воевать».
В этот момент политолог Трюхан совершил ошибку: он не понял, что это было предупредительное шуршание, последнее предупреждение перед атакой. И наивный Трюхан стал возмущаться и обращать внимание окружающих, что его оппонент призывает к войне, чем нарушает закон. Востоковед Багдасаров свернулся в клубок, подтянул хвост поближе к голове и напружинился, готовясь к броску. Шуршание стало оглушительным. И вот – бросок: «Мой кумир – Судоплатов! Он лично ликвидировал таких, как ты!» Востоковед Багдасаров стоял довольно далеко от политолога Трюхана, поэтому никак не мог в него вцепиться: «Стой по стойке смирно! Слушай, что тебе говорят!» Соловьеву с большим трудом удалось успокоить востоковеда Багдасарова, но ненадолго. После небольшого перерыва востоковед Багдасаров обнаружил, что политолог Трюхан никуда не делся, не сгинул, а все еще стоит напротив, рассвирепел и завопил: «Надо создать на ДНР и ЛНР дополнительные вооруженные формирования. Они должны перейти в наступление и покончить с вашим бедламом. Вы – бандиты, негодяи!!»
До конца 2017 года осталось чуть больше девяти месяцев. Будем надеяться, что за это время вирусы 17-го года не произведут на свет нечто столь же непотребное, как сто лет назад.
Фото: Россия. Москва. 18 марта 2017. Зрительница на митинге-концерте в честь третьей годовщины воссоединения Крыма с Россией в рамках фестиваля "Весна" на Воробьевых горах. Вячеслав Прокофьев/ТАСС