Интересно, есть ли в российской судебной практике еще какой-нибудь случай, когда суд заочно арестовывает и объявляет в международный розыск человека, который официально находится под государственной защитой Российской Федерации как лицо, на которое готовились многочисленные покушения? Более того – адвокаты этого человека утверждают, что, как того требует закон, Центр госзащиты МВД РФ прекрасно осведомлен о местонахождении охраняемой персоны. Следовательно, нет никаких оснований считать ее, персону эту, скрывающейся от следствия. И в то же время буквально несколько дней назад чеченские полицейские в Одинцовском районе Подмосковья задерживают жену и племянника данного человека, отвозят их в местный отдел полиции и в течение трех часов допрашивают, чтобы получить ответ на один единственный вопрос: где в данный момент находится Иса Ямадаев, один из наиболее ярких представителей мощнейшего чеченского клана. То есть то самое «охраняемое лицо», о котором шла речь выше. Другими словами, мы столкнулись с поразительной ситуацией, при которой одно подразделение российской полиции прячет человека, а другое подразделение российской полиции его разыскивает. И все эти действия носят вроде бы законный характер и осуществляются в отношении очень известного человека. Впрочем, братья Исы, Руслан и Сулим, тоже были в республике людьми весьма уважаемыми и влиятельными. Правда, их уже убили.
Итак, 14 апреля 2017 года один из районных судов Грозного заочно арестовывает и объявляет в международный розыск Ису Ямадаева за подготовку покушения на главу Чечни Рамзана Кадырова. Во всей этой истории есть еще одна поразительная коллизия. Дело в том, что Иса Ямадаев по сей день – действующий военнослужащий российской армии. (По некоторым данным, он – офицер ГРУ Генштаба МО РФ.) Поэтому, согласно закону, его дело должны вести военные, а не гражданские органы, на что не единожды указывали адвокаты г-на Ямадаева. И, тем не менее, суд в Грозном хладнокровно проигнорировал это вопиющее нарушение закона.
Конфликт между одной из наиболее влиятельных чеченских семей, фактических хозяев Гудермесского района и Рамзаном Кадыровым обозначился, как только Рамзан занял место своего отца, убитого в 2004 году на стадионе в Грозном. Тогда многие в республики говорили, что Ямадаевы не согласны с выбором Москвы, которая вручила корону молодому Кадырову, фактически благословив его на установление режима безграничной личной власти. Основания у такого недовольства были более чем весомые. С самого начала второй чеченской войны Ямадаевы однозначно выступали на стороне федеральных властей. Они не только в конце зимы 2000 года сдали без боя Гудермес, но приняли самое непосредственное участие в боевых действиях против сепаратистов. Так, к примеру, два брата Ямадаевы, Руслан и Сулим, служили попеременно заместителями военного коменданта Чечни, а третий их брат Джабраил возглавил роту спецназа Минобороны, был убит во время проведения спецоперации в Веденском районе и посмертно награжден звездой Героя России. Награду эту, кстати, из рук тогдашнего министра обороны Сергея Иванова весной 2003 года получил за брата Иса Ямадаев, который нынче грозненским судом объявлен в международный розыск.
Важную роль играли Ямадаевы и в политической жизни республики. Например, Руслан с лета 2002 года возглавлял региональный исполком «Единой России», а Иса в это же время входил в местный политсовет этой партии, который поддержал кандидатуру Ахмада Кадырова в борьбе за пост президента Чечни. Можно предположить, что семейство Ямадаевых, оказав Ахмаду Кадырову заметную поддержку, получила определенные ответные гарантии.
С приходом к власти Рамзана ситуация изменилась. Уже в 2007 году Руслан Ямадаев не был включен в региональный список «Единой России» и, соответственно, после очередных выборов утратил статус депутата Госдумы, а спустя некоторое время депутатских полномочий (правда, уже на местном уровне) оказался лишен и Иса. А уже летом следующего года Сулима Ямадаева отстранили от командования батальоном «Восток», отправили в отставку и почти сразу же громогласно обвинили в похищении людей. В сентябре 2008 года в Москве был застрелен Руслан Ямадаев, спустя полгода в Дубае – и сам Сулим.
В день убийства Руслана Ямадаева его брат Иса обнародовал заявление, в котором прямо обвинял Рамзана Кадырова в смерти брата. Иса тогда утверждал, что у Кадырова есть «черный список», в который, помимо Руслана, входили так же Сулим и сам Иса… Теперь Рамзан Кадыров обвиняет Ису в покушении на самого себя.
Вряд ли кто-нибудь в Чечне считает, что опасения Рамзана Ахмадовича совершенно безосновательны и абсолютно беспочвенны. Иса Ямадаев по-прежнему очень богат и все еще, надо думать, весьма влиятелен в Чечне, а Рамзан Кадыров – его «кровник», о чем было фактически громогласно объявлено. Это обстоятельство имеет особое значение, если учитывать тот факт, что нынешняя популярность самого Рамзана Кадырова в республике, судя по всему, носит весьма условный характер и, по утверждению многих, зиждется исключительно на российских штыках. Поэтому, несмотря на то, что доказательства причастности Исы Ямадаева к покушению на жизнь Рамзана Кадырова, которые представило следствие, не выглядят слишком убедительными, очевидно, что Кадырову есть, чего опасаться, пока Иса жив.
В последнее время многие эксперты совершенно справедливо отмечают, что фактор Чечни начинает играть в жизни России все более заметную, важную и, будем говорить прямо, зловещую роль. Все эти годы Рамзан Кадыров, не стесняясь статуса «младшего партнера», публично выступает как верный соратник Владимира Путина, постоянно подчеркивая, что в любую минуту сам готов броситься в бой за любимого вождя и положить к подножью его трона весь свой ресурс… Но такая безоглядная жертвенность подразумевает и определенные ответные преференции. И они очевидным образом предоставляются – Кадыров уже сегодня может позволить себе многое из того, о чем и помыслить не могут другие региональные лидеры. В то же время известно негативное отношение к Кадырову со стороны руководителей ряда силовых структур. Однако именно потому что Рамзан Кадыров нынче политик федерального масштаба с претензией на частичное формирование общероссийской повестки, нам и интересна внутренняя ситуация в самой Чечне.
И в этом контексте конфликт между Ямадаевыми и Кадыровым имеет, конечно, первостепенное значение. Нет никаких сомнений в том, что за его развитием самым пристальным образом следят и в Кремле. Особенно, учитывая то обстоятельство, что в эту сановную разборку явно вовлечены и могущественные федеральные структуры.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС