Культурное наследие
13 декабря 2017 г.
Творец и власть. Трудности перевода

ТАСС

«С любой властью нужно идти и разговаривать. Ты говоришь: “Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра — выполни свои обязательства”». Это цитата из «Правил жизни режиссера Кирилла Серебренникова», опубликованных журналом Esquire.

23.05.2017 власть ответила. На своем языке. В квартиру режиссера Серебренникова и в его театр «Гоголь-центр» пришли люди в масках и провели обыски. Возбуждено дело по статье «Хищение в особо крупных размерах». Суммы украденного называются разные: от 200 миллионов рублей до 35 миллионов долларов.

Источник в Минкульте РФ сообщил «Медузе», что все происшедшее — следствие прокурорской проверки, которая прошла в 2015 году по жалобам прокремлевских активистов из фонда «Искусство без границ». Представитель фонда Андрей Грознецкий очень возмущался и призывал «прекратить издевательство над классикой и моду на разврат», а также требовал лишать развратников бюджетного финансирования и давать государственные деньги только «настоящим художникам». В данный момент Грознецкий отрицает связь между обысками в «Гоголь-центре» и своим протестом против содержания спектаклей этого театра. Газета «Ъ» также считает, что люди в масках искали в театре и на квартире режиссера не аморалку, а деньги.

На сайте Следственного комитета написано, что «пока не установленными лицами из числа руководства АНО “7 студия” с 2011 по 2014 годы были похищены бюджетные средства в размере около 200 миллионов рублей». Конец цитаты.

Во время обысков к театру «Гоголь-центр» подтянулся православный активист Энтео с плакатом, где было написано требование наказать тех, кто порочит русское искусство, оскорбляет чувства и расхищает народное добро. Энтео очень радовался и объяснил собравшимся, что следующим будет руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин.

Между миром, в котором живет режиссер Серебренников, и миром, в котором живут следователи, прокуроры, судьи и православные активисты, зияет бездонная пропасть.  Это пропасть между творцом и паразитами. Режиссер Кирилл Серебренников — один из тех, кого можно назвать гордостью современной русской культуры. Его фильмы и спектакли за последние полтора десятилетия получили все мыслимые отечественные и многие зарубежные премии, от «ТЭФИ» (получена в те годы, когда ее получать было еще не стыдно) до «Золотой маски» и премий Каннского кинофестиваля и «Кинотавра».

АНО «Седьмая студия» была создана режиссером Кириллом Серебренниковым на основе экспериментального актерско-режиссерского курса, набранного им в 2008 году в Школе-студии МХАТ. На бюджетные деньги, которые были выделены, «Седьмая студия» создала несколько десятков спектаклей. Некоторые из них тоже отмечены профессиональными премиями. В понимании следователей и православных активистов эти деньги «похищены».

Вина Кирилла Серебренникова в глазах российских следователей, судей и православных активистов доказана задолго до суда. Она в том, что режиссер Кирилл Серебренников, во-первых, эталонный либерал, а во-вторых, эталонный российский патриот. Такое сочетание в современной России не прощается. Поскольку если ты участвуешь во всех протестных акциях последних лет и подписываешь все письма против «закона подлецов», преследования Бахминой, «Пусси Райот» и т.д., как это делает режиссер Серебренников, то ты должен немедленно валить в свою Америку. А если ты этого не делаешь, то тебе место в тюрьме. И совершенно неважно, за что ты туда будешь отправлен, за оскорбление чувств или за похищение бюджетных средств.

В мире, в котором живут российские следователи, прокуроры, чиновники и православные активисты нормально и правильно, когда государственная «Роснефть» путинского приятеля Сечина закупает икорницы по 83 тысячи рублей за штуку и вилочки по 11 тысяч за штуку. В мире, в котором живут все эти добрые люди, невозможно представить себе обыски в доме Сечина, который, ничего сам не создав и не придумав, купил жене яхту за 8,6 миллиарда рублей и строит дом за 3,8 миллиарда рублей. Потому что Сечин со своими яхтами, домами, икорницами и вилочками, а также обслуживающими его следователями, прокурорами и православными активистами — по одну сторону пропасти, а режиссер Кирилл Серебренников со своими спектаклями и фильмами — по другую. И не будет между ними ни мостов, ни диалога, ни понимания.

 
Фото: Россия. Москва. 2 февраля 2017. Художественный руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников на пресс-конференции, посвященной планам театра на 2017 год. Вячеслав Прокофьев/ТАСС

 

 

 












  • Алёна Солнцева: Периодически находят страшные злоупотребления. Но почему-то расследуют не Чайку с сыновьями, не Медведева, не Усманова. Тут всё чисто. Зато нашли виноватого — театр...

  • Лайф: Во время обысков в... театре и квартире режиссёра Кирилла Серебренникова в "Гоголь-центр" пришёл православный активист Дмитрий Энтео. ...Он очень рад тому, что... спецслужбы проводят проверку...

  • Andrey Plahov: То, что произошло в Москве, вызывает гнев и горечь не только само по себе, но и потому, что это это явный сигнал устрашения, наступления на свободу и культуру, которое Гоголь-центром не кончится.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Муза Клио помещена в зощенковскую коммуналку, или По ту сторону добра и зла
28 СЕНТЯБРЯ 2017 // НИКИТА КРИВОШЕИН
Вчера вечером, в солнечной всё ещё Испании, смотрел на монитор, как на рвотное... А ведь мы зарекались, окромя криминальных сериалов, российское информационное ТВ-производство не потреблять. Нарушение установленного режима развлечений было вознаграждено сполна: безликий пенсионер-ваятель Церетели (Манизер и Вучетич рядом с ним — Микеланджело и Леонардо), эта всеядная политическая проститутка, хвалился перед малым кругом последней своей поделкой — Аллеей правителей. Говорухин избитой фразой напоминал: «У нас Сталин, а во Франции не меньший диктатор Наполеон».
Побег из утопии
17 АВГУСТА 2017 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Старые книги как старое оружие. Оно может висеть на ковре ярким музейным сувениром, а может снова стать оружием. В полной мере я отношу это и к творчеству Виктора Сержа, ранее неизвестный в России роман которого недавно был опубликован издательством книжного магазина «Циолковский». Речь идет о самой последней книге Сержа, фактически его завещании, «Когда нет прощения». Очень точное, красивое и подробное послесловие к ней написал мой друг Дима Петров. Нисколько не претендуя на переосмысление и дополнение того, что уже написано Петровым, позволю себе все же сделать несколько необходимых замечаний как бы на полях его эссе. Своей задачей я ставлю показать, зачем этот роман читать (если вы его, конечно, найдете, тираж всего несколько тысяч экземпляров) и зачем читать именно сегодня.
Прямая речь
24 МАЯ 2017
Алёна Солнцева: Периодически находят страшные злоупотребления. Но почему-то расследуют не Чайку с сыновьями, не Медведева, не Усманова. Тут всё чисто. Зато нашли виноватого — театр...
В СМИ
24 МАЯ 2017
Лайф: Во время обысков в... театре и квартире режиссёра Кирилла Серебренникова в "Гоголь-центр" пришёл православный активист Дмитрий Энтео. ...Он очень рад тому, что... спецслужбы проводят проверку...
В блогах
24 МАЯ 2017
Andrey Plahov: То, что произошло в Москве, вызывает гнев и горечь не только само по себе, но и потому, что это это явный сигнал устрашения, наступления на свободу и культуру, которое Гоголь-центром не кончится.
Как гопники в модном месте выставку закрыли
26 СЕНТЯБРЯ 2016 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
«Мои работы выставляются по всему миру, такого раньше никогда не случалось». Так историю с закрытием своей выставки в Москве прокомментировал фотограф Джок Стерджесс, который большую часть своей творческой карьеры фотографирует обнаженную натуру. В том числе — детей. Объектом его внимания являются не профессиональные модели, а нудистские семьи, со многими из которых художник общается уже не один год. Сразу необходимо отметить, что в Центре фотографии имени братьев Люмьер, где вышеупомянутая выставка открылась в первых числах сентября, экспонировались далеко не самые откровенные работы Стерджесса.
Прямая речь
26 СЕНТЯБРЯ 2016
Алёна Солнцева: Художник, таким образом, становится совершенно несвободен, его чувства в расчёт не принимаются вовсе. И это, конечно... ненормальная неврастеническая реакция для общества.
В СМИ
26 СЕНТЯБРЯ 2016
"Ведомости": В 2016 г. времена настали другие. Сегодня организаторы и арт-сообщество готовы идти на поводу у незаконных требований «возмущенных граждан». Было уже несколько странных отмен концертов...
В блогах
26 СЕНТЯБРЯ 2016
Andrei Desnitsky: Путь к иному сознанию (чужое голое тело - не объект, секс сам по себе - не грязь и проч.) будет долгим и трудным, но его придется проходить.
Мужик без порток
29 ИЮЛЯ 2016 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Как можно было поставить этого мужика без порток в центре Петербурга, возле школы и церкви? Этот гигант уродует детские души!». Это цитата из письма жительницы Петербурга Инны уполномоченному по правам ребенка в этом городе Светлане Агапиевой. «Мужика без порток» зовут Давид. Эту копию его статуи работы Микеланджело организаторы мультимедийной выставки «Микеланджело. Сотворение мира» выставили на Кирочной улице. С жалобщицей пытались говорить, ссылались на то, что в Петербурге на Миллионной улице довольно давно стоят Атланты в неглиже, и в Летнем саду, и в Петродворце полно статуй, и ни на одной из них нет ни трусов, ни лифчиков.