Если реплика из фильма «Кин-дза-дза» «Правительство на другой планете живет, родной» довольно давно стала наиболее точным символом отношений власти и общества в России, то обстановка на Петербургском международном экономическом форуме создавала впечатление, что участники этого высокого собрания залезли в сурдокамеру и категорически не желают оттуда вылезать. Причем, речь не только о правительственных чиновниках, но и об их критиках. Судите сами.
Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин сообщил, что планирует с 2020 года начать рост на 3% в год и добавил, что это интересная и непростая задача. Оставим пока в стороне некоторые сомнения в том, что проблемы роста или чего-то еще в России будет решать нынешнее правительство и лично Максим Орешкин. У него там дальше любопытные размышления. Оказывается, у этой задачи (добиться 3% роста) есть серьезные ограничения, над которыми Максим Орешкин работает. Это «поддержка инвестиций и поддержка человеческого капитала». Тема с инвестициями, как выяснил министр Орешкин, «это понятное, прозрачное, предсказуемое государство с точки зрения налогов, тарифов, контроля и надзора, госзакупок и госзаказов».
Так, с инвестициями понятно. Теперь, что с человеческим капиталом. Тут у министра Орешкина обнаружились разногласия с путинским приятелем Кудриным, и министр Орешкин не стал их замалчивать. Оказывается, Кудрин в вопросе увеличения человеческого капитала считает главным повысить пенсионный возраст, а министр Орешкин, напротив, норовит ориентироваться на молодежь, и с этой целью хочет упростить процедуру найма. То есть, в отличие от американских экономистов, которые получали Нобелевские премии за разработку концепции человеческого капитала и наивно думали, что человеческий капитал — это интеллект, знания, здоровье и качество жизни, министр Орешкин открыл, что человеческий капитал — это простая арифметическая сумма всех граждан, работающих по найму. Сказано же: «Люди – это вторая нефть!», а значит, чем больше, тем лучше.
Не менее глубокие мысли по поводу российской экономики накопил друг Путина и по совместительству его же оппозиционер, Алексей Кудрин. Накануне питерского форума он встречался с Путиным и поделился с ним наболевшим, о чем и рассказал на форуме. Первым делом Кудрин сообщил, что в экономике России мы имеем потерянное десятилетие. Чем мгновенно подтвердил свой статус оппозиционера, но так и не ответил на первый из русских вопросов «Кто виноват?», видимо, счел этот вопрос бестактным. Зато на вопрос «Что делать?» Кудрин ответил вполне развернуто. А именно. Во-первых, снизить роль государства в экономике. Во-вторых, увеличить инвестиции в образование и человеческий капитал. В-третьих, улучшить отношения с Западом. В-четвертых, повысить пенсионный возраст.
Алексей Леонидович Кудрин – человек умный. Тут не может быть никаких сомнений. Во-первых, у него умный взгляд. Во-вторых, он носит очки. В-третьих, он 11 лет был министром финансов при Путине, что является абсолютным рекордом. И вот этот, несомненно, умный человек приходит к Путину и предлагает ему вышеизложенное. Под снижением роли государства Кудрин прежде всего подразумевает приватизацию нефтяной отрасли. То есть Кудрин предлагает выбросить на помойку Сечина и весь кооператив «Озеро»? Увеличить инвестиции в образование и в человеческий капитал? А Шойгу с Рогозиным куда? А что делать с «Искандерами», которые тут же перестанут смеяться и начнут плакать так, что в Кремле случится наводнение?
Самое смешное, конечно, это про «улучшить отношения с Западом». То есть умный Кудрин предлагает Путину положить на место Крым, вывести своих бандитов с Донбасса, восстановить украинскую границу, перестать бомбить Сирию и прекратить поддерживать экстремистов по всему миру? Это он серьезно? Вместо всех этих предложений можно было бы сказать Путину одно слово, которое весьма удачно было найдено командой Ходорковского: «Надоел!» Просто потому, что любые экономические реформы имеет смысл разрабатывать и предлагать только тем людям, которые придут к власти после Путина.
Вице-премьер Шувалов обрадовал россиян, сказав, что «мы имеем абсолютно стерильную ситуацию для начала инвестиций», а также объяснил, что наш «экономический курс абсолютно выверен и обеспечен институтами», которые, как сообщил тот же Шувалов, «одни из лучших в мире».
Помещая людей в сурдокамеру, их испытывают в условиях изоляции от внешнего мира. В СССР в программе подготовки космонавтов сначала для чистоты эксперимента сурдокамеру наполняли чистым кислородом. В 1961 году из-за случайности кислород вспыхнул, и летчик-космонавт Валентин Бондаренко сгорел заживо. Но и без этого нахождение в сурдокамере длительное время ведет к необратимым изменениям в психике. Российские начальники и обслуживающие их эксперты находятся в сурдокамере уже 17 лет, поскольку упорно пытаются говорить об экономике в отрыве от губительного политического курса. Поэтому вряд ли кто-нибудь из тех, кто участвовал в питерском экономическом форуме, сможет когда-то быть полезен в выведении России из кризиса.
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС