Весь конец прошлой недели и минувший уикенд власть проигрывала Алексею Навальному в каждой точке их соприкосновения. Это несмотря на то, что давление на оппозиционного политика заметно растет и принимает все более репрессивный характер. И даже в Гамбурге Владимир Путин перед Алексеем Навальным спасовал. На пресс-конференции, посвященной итогам саммита G-20, на которой журналист американского телеканала CBS задал Путину прямой вопрос о нежелании последнего произносить вслух имя оппозиционера Навального, тот сказал буквально следующее: «Мы можем иметь диалог, особенно такого уровня, как президентский и правительственный, с людьми, которые предлагают конструктивную повестку дня. Даже критического характера. А если речь идет только о том, чтобы привлечь к себе внимание, то это неинтересно для диалога». И все. И выражение неловкой растерянности на лицах окружающих… То есть вместо того, чтобы отшутиться и десять раз с улыбкой произнести фамилию Навального, президент России выдавливает из себя вот этот набор тривиальных тезисов, а заветное имя с губ все равно не слетает. Как будто оно навеки застряло в президентской глотке. Так победители себя не ведут. Так себя ведут лузеры. Впрочем, вышесказанное относится ко всем представителям российской власти, в чьи должностные обязанности входит противодействие Алексею Навальному…
В прошлую пятницу, отбыв двацатипятидневный арест по очевидно сфальсифицированному обвинению, Алексей Навальный вышел на свободу. А уже на ближайшие выходные штабом Навального было запланировано проведение «Агитационного субботника». Сотни волонтеров по всей стране должны были выйти на улицы и площади городов, призывая граждан поддержать их кандидата на предстоящих выборах. Власть решила этого не допустить. В ночь со среды на четверг сотрудники МВД громят десятки штабов Алексея Навального по всей стране, изымают агитационную продукцию, задерживают дежурных волонтеров, а кое-где применяют к ним прямое насилие. Так в Москве в результате короткого общения с сотрудниками Росгвардии сотрясение мозга получил Александр Туровский, ночью дежуривший в штабе. Позже его прямо из института Склифосовского доставили в суд, где волонтер был оштрафован на пятьсот рублей. В конце прошлой недели начальник предвыборного штаба Навального Леонид Волков ситуацию с полицейскими набегами назвал «катастрофической» — по итогам спецоперации был изъят огромный массив агитационный продукции, ущерб от деятельности силовиков намного превысил миллион рублей. Понятно, что все эти разбойничьи набеги, предпринятые людьми в погонах, к закону не имеют даже отдаленного отношения. А учитывая масштабы и охват мероприятия, можно предположить, что приказ о его проведении поступил с самого высокого уровня.
Итак, в чем же состояла цель всего этого безобразия? Очевидно, в том, чтобы сорвать Навальному «протестный уикенд». А что из этого вышло? И в субботу, и в воскресенье полиция в десятках российских городов как зайцев отлавливала сторонников Навального. Только в обеих столицах число задержанных перевалило за сотню. «А как же их опознавали?» — спросите вы А опознавали их по красным шарам, на которых было написано «Навальный-2018» и по агитационным листовкам, которые они раздавали гражданам. Тогда, спрашивается, зачем же ночами громили штабы, если оппозиционерам акцию все равно провести удалось?
Растерянность. Пожалуй, это слово точнее всего описывает состояние, в котором нынче пребывают российские власти, когда дело касается Алексея Навального. Очевидным образом в Кремле не знают, как решать эту проблему. Кажется, что самое простое решение на поверхности – просто посадить Навального в тюрьму. Почему же Путин не отдает приказ? Может, потому что у президента России уже нет такого политического ресурса – посадить Навального. То есть силовики готовы, судьи оформят в два счета, любая тюрьма гостеприимно распахнет перед Алексеем Анатольевичем свои двери… Вроде, нет никаких проблем в два счета обстряпать это дельце, а не получается… Но и бесконечно мириться с ситуацией, когда лидер российской оппозиции буквально на глазах нагуливает политический вес, Кремль не может себе позволить. Думаю, что решение по Навальному будет приниматься в ближайшее время. Скорее всего, оно будет плохим. Просто, похоже, хороших решений этой проблемы у Кремля уже нет…