«Дела» Навального
19 марта 2024 г.
Итоги недели. Зачем сегодня путинизм с человеческим лицом
4 АВГУСТА 2017, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

Евгений Фельдман

Конец уходящей недели ознаменовался судебными сюрпризами. Все прогрессивное человечество напряженно замерло в ожидании очередных длительных административных сроков для Алексея Навального и лидеров его штаба, однако дело (вернее — дела) завершилось космическими штрафами. Прогрессивное человечество с облегчением вздохнуло и тут же постановило материальные потери оппозиционерам возместить. В любом случае, я поздравляю Алексея Навального, Леонида Волкова и Николая Ляскина с таким исходом судебной эпопеи. В тюрьме плохо, и коли в этот раз удалось ее избежать, значит, есть чему радоваться…

Если бы, например, какая-нибудь редакция поручила написать репортаж о пятничных событиях в Симоновском суде Москвы своему спортивному комментатору, то он имел бы все основания начать заметку словами: «На редкость слаженно в этот раз выступила команда местных судей!»...

Честно признаюсь, что шутить на тему отечественной судебной системы у меня уже не поворачивается язык. Мы все прекрасно знаем, что гражданам России приходится нынче обходиться без нее. Впрочем, если раньше представители государства, задействованные в процедуры, которые мы по недоразумению все еще называем судебными, пытались делать вид, что действуют в рамках закона, то нынче эти смешные формальности уже никто не соблюдает. Чем, если не предварительным сговором, можно объяснить, что в мотивировочных разделах всех трех решений содержится формулировка, способная поразить любого, кто хоть раз в жизни знакомился с сутью претензий, предъявляемых оппозиционерам в рамках административных дел в последние годы? Так вот, и Навального, и Волкова, и Ляскина три разных судьи обвинили в том, что они призывали «к участию в скрытой форме публичного мероприятия». Описывая «агитационный уикенд», что ФБК проводил 8 и 9 июля, трое судей Симоновского суда, не сговариваясь (ха-ха-ха!!!), применили фактически медицинский термин. Потому что «скрытые формы» бывают у заболеваний, а про то, что и публичные мероприятия порой проходят в скрытой форме, я, например, слышу впервые.

Но это все, повторю, детали довольно тривиальные — а то до вчерашнего дня мы с вами не знали, что наши суд подконтрольны власти! А вот порасспросить сведущих людей про то, что они думают по поводу мягкости наказания (штрафы вместо длительных арестов), мне показалось интересным. Потому что все указывало на то, что в сложившейся ситуации в отношении Навального и Ко. будет применяться одна стратегия — максимальный прессинг, но до известного предела. (То есть новое уголовное преследование в отношении Навального может быть инициировано только по высочайшему распоряжению, зато в рамках Административного кодекса мочим вражину так, чтобы голову из окопа высунуть не смел…) И вдруг Симоновский суд отказывается от высшей меры в рамках инкриминируемой статьи!

Мой собеседник, который еще совсем недавно принимал активное участие в реализации нашей внутренней политики, этот парадокс объяснил следующим образом: «Данный приговор не что иное, как весьма наглядная демонстрация аппаратных возможностей Сергея Владиленовича Кириенко. Его же игра понятна: убедить Путина, что стратегия выжженной земли, несмотря на постоянно ухудшающуюся ситуацию на Западном фронте, все равно не лучшая. С моей точки зрения, кстати, сомнительный тезис. Сейчас нужно демонстрировать решительность, а не слабость, но у Кириенко другой игры в принципе нет. Потому что, если мы тут поливаем веером от пуза, он на фиг Путину не нужен. Есть получше него поливальщики… А вот если частичная видимость демократического государства, в котором крокодилы едят оленят каждый день только по высочайшему дозволению, сохраняется, тогда мы готовим президентскую кампанию 2018 года в границах гуманистических концепций, а не одного лишь тупого давления на несогласных. Так вот в рамках данной стратегии Навального не надо все время держать в спецприемнике — это, дескать, может вызывать обратную реакцию. Давайте, как бы говорит Кириенко (а может, действительно говорит), создавать видимость конкурентной политической среды. Это снизит напряжение в обществе и не позволит легко разруливаемым локальным экономическим протестам слиться в единый политический… В ситуации с Симоновским судом Кириенко важно было продемонстрировать, что он влиятельный сановник, способный эффективно использовать традиционно силовой инструментарий. В данном случае — суд. И у него несомненно это получилось».

Мне нет совершенно никакого дела до аппаратных побед или поражений г-на Кириенко. Нынче любой сюжет, так или иначе связанный с ситуацией в близких к Путину сферах, мы должны рассматривать, как мне представляется, с единственной точки зрения — укрепляет ли он режим или способствует его дальнейшему расшатыванию. По-моему, сегодня любая драка наверху приближает схлопывание всей властной конструкции. А кроме того, не будем забывать, что по итогам пятничных судов Навальный со товарищи находятся на свободе. Что само по себе самоценно…


Фото: Евгений ФЕЛЬДМАН для проекта "Это Навальный"
















  • Николай Сванидзе: Эти дела — часть происходящих в Украине событий. Путин воюет на два фронта, на внешний и внутренний.

  • "Коммерсант": Оппозиционер Алексей Навальный, отбывающий девять лет в колонии, сообщил, что к нему приехал следователь и передал уведомление о новом уголовном деле.

  • ТОПОР - Хранилище: Давно не было уголовок против Навального

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Прямая речь
1 ИЮНЯ 2022
Николай Сванидзе: Эти дела — часть происходящих в Украине событий. Путин воюет на два фронта, на внешний и внутренний.
В СМИ
1 ИЮНЯ 2022
"Коммерсант": Оппозиционер Алексей Навальный, отбывающий девять лет в колонии, сообщил, что к нему приехал следователь и передал уведомление о новом уголовном деле.
В блогах
1 ИЮНЯ 2022
ТОПОР - Хранилище: Давно не было уголовок против Навального
«Не сдавайтесь!»
2 ФЕВРАЛЯ 2022 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Роскомнадзор потребовал от российских СМИ убрать с сайтов материалы по расследованиям команды Алексея Навального. Уведомления с требованием снять материалы получили: Znak.com (13 уведомлений), «Медуза» (17), «Эхо Москвы» (34), «Свободные новости» (9), «Дождь» (6). Речь идет о расследованиях с 2017 по 2020 год. У этого события есть три стороны.  Во-первых, очередной абсурдный шаг со стороны власти. Поскольку фильм про дворец Путина уже посмотрело 120 миллионов, фильм про уточку Медведева набрал 40 миллионов просмотров, любое из расследований Навального уже посмотрело несколько миллионов человек. В чем смысл запрета? 
Прямая речь
2 ФЕВРАЛЯ 2022
Леонид Гозман: Власти не могут ничего противопоставить этим фильмам, кроме силы. Они не могут ничего толком опровергнуть, а значит, в фильмах всё или почти всё – правда.
В СМИ
2 ФЕВРАЛЯ 2022
Медуза: Роскомнадзор сослался на требование Генпрокуратуры, где говорится, что статьи «распространяют материалы организации, деятельность которой запрещена по закону о противодействии экстремизму».
В блогах
2 ФЕВРАЛЯ 2022
Кирилл Рогов: предписание Роскомнадзора всем СМИ удалить упоминания о расследованиях Навального - это такой свежий ветер, продувающий голову и проясняющий замусоренные геополитикой мозги.
Навальному светит новый срок в добавление к пожизненному
29 СЕНТЯБРЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Это шестое уголовное дело против Навального. Ранее были: «дело Ив Роше» (мошенничество), «Кировлес» (хищение), «клевета на ветерана», «оскорбление судьи» и «создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан», (санитарное дело). Впервые против Навального и его сторонников было возбуждено чисто политическое дело. Можно считать, что СКР и Путин вышли из тени и признали Навального своим политическим противником и его статус политзека. Второй особенностью этого нового дела является тяжесть обвинения и длина срока – до 20 лет. Навальному все равно, ведь у него и так фактически пожизненное...
Прямая речь
29 СЕНТЯБРЯ 2021
Леонид Гозман: Навальный не выйдет из тюрьмы, пока Владимир Владимирович остаётся у власти. Ему могут предъявить обвинение в рытье тоннеля до Бомбея, в совращении собачек и так далее. 
В СМИ
29 СЕНТЯБРЯ 2021
Коммерсант: Иван Жданов во вторник написал в соцсетях, что после возбуждения дела ни он, ни Леонид Волков не прекратят свою деятельность.