Цензура
20 апреля 2018 г.
Путин, дураки и творческая интеллигенция
23 АВГУСТА 2017, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

Режиссера Кирилла Серебренникова взяли ночью 22.08.17 в Питере, где он снимал фильм про Цоя. Когда в его театре СКР устроил маски-шоу с таким силовым сопровождением, как будто это был штурм цитадели ИГИЛ, Путин назвал организаторов этого мероприятия «дураками». Творческая и демократическая общественность обрадовалась, решив, что режиссера Серебренникова не тронут, раз Путин обругал организаторов маски-шоу. Теперь, когда главаря двух банд, «Платформа» и «Гоголь-центр», наконец, поймали, Путин одобрительно промолчал. Вот теперь все правильно. И кто теперь «дураки», тоже стало ясно.

Когда посадили Ходорковского, представители крупного бизнеса стоя аплодировали Путину на съезде РСПП. Когда убивали НТВ, я, будучи тогда генеральным секретарем СЖР, собирал руководителей СМИ, пытаясь объяснить им, что это атака на весь цех и на все общество. Кто-то сочувственно кивал, а многие теленачальники злорадствовали и просили не использовать СЖР в противостоянии с властью.

Реакция коллег на то, что происходит с Серебренниковым и в целом с «Гоголь-центром», различна. Кто-то подписывает письма с униженной просьбой обходиться с творческими людьми без излишней жестокости. Кто-то, например, Кобзон, требует не вмешиваться в работу следственных органов. Режиссер Меньшов не видит «оснований для особого отношения к свидетелю (таков пока статус Серебренникова. – И.Я.)». Дивной репликой откликнулся на задержание Серебренникова его коллега режиссер Владимир Бортко: «Если инкриминируемые ему действия касаются его творчества, то я буду горой стоять за освобождение Серебренникова. Если речь идет о финансовых нарушениях, то я не вправе ничего комментировать, пока мне не расскажут, что, куда, зачем и почему».

Режиссер Бортко крайне неуклюже притворяется идиотом. Поскольку режиссер Бортко не может не знать, в чем обвиняют режиссера Серебренникова. Режиссер Бортко не может не знать, что обвинение режиссера Серебренникова в том, что он создал проект «Платформа» с целью хищения бюджетных средств – это не Кафка. Это по уровню абсурда все равно, что обвинить режиссера Серебренникова, что он ездил в Питер для подготовки там теракта. Режиссер Бортко не может не знать – сам же режиссер! – что правила использования бюджетных средств (и не только бюджетных) таковы, что при их неуклонном исполнении невозможно не то, что спектакль поставить, даже самую простую декорацию изготовить. Поскольку самый зеленый дознаватель всегда докажет самому опытному режиссеру, что декорация эта стоит дешевле, чем он заплатил, тендер на изготовление этой декорации был устроен с нарушениями и вообще, он, дознаватель, спектакля не видел, а значит, его не было и все деньги украдены.  

Бортко, Кобзон, Меньшов ведут себя в точности, как миллионы во время сталинских репрессий, когда у обывателей была твердая установка: «У нас ни за что не сажают». С точки зрения Путина, они – не дураки. Поскольку помнят, в какой стране живут, знают свое место в ней и живут по понятиям. И по этим путинским понятиям дурак как раз режиссер Серебренников. Вы посмотрите, что он написал в своих «правилах жизни»: «С любой властью нужно идти и разговаривать. Ты говоришь: «Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра – выполни свои обязательства». Ради театра мне не стыдно это делать».

В 2008 Кирилл Серебренников ходил со значком «Я – грузин», позже выступал за освобождение «Пусси Райот». Писал, что «Россия – страна неотмененного рабства», что «Россия сейчас ведет себя как глупый гопник, который от горя сошел с ума». Власть показала режиссеру Серебренникову, что он был, безусловно, прав во всех своих высказываниях, но вся штука в том, что он не сторонний наблюдатель, находящийся в безопасном «извне», а частичка поднадзорной популяции.

Надежды представителей лоялистской творческой интеллигенции, типа Чулпан Хаматовой или Евгения Миронова, что их заступничество может оказать на Путина какое-либо воздействие, наивны. Путин позволяет им быть своими доверенными лицами и поддерживать себя, но это он оказывает им услугу, вписывая этот факт в их биографии, а не наоборот. Для переназначения себя в 2018-м Путину не нужен никто. Явку частично нарисуют, частично нагонят административно. Недостающее догонят с помощью сайта знакомств «Мамба» или Вайно нашаманит своим нооскопом.

Никто из российских правителей никогда не относился к культуре с таким изумительным презрением и пошлостью как это делает Путин. Никому не пришло бы в голову использовать виолончель в качестве банального кошелька. Никому из властителей России не пришло бы в голову при встрече с детьми рассказывать пошлейшую историю про Шуберта, у которого «не складывались отношения с женщинами, поэтому он пошел в профессиональную среду, заразился нехорошей болезнью и умер».

Ленин, будучи, по определению Бунина, «нравственным идиотом от рождения», называл интеллигенцию «говном». Путин, несомненно, нравственный идиот по культуре и воспитанию. Интеллигенцию он презирает и ненавидит всеми силами своей серой души. Единственный способ противостоять этому – прекратить любое общение с властью. Не брать денег. Не принимать наград. Не приходить на встречи. Объявить бойкот. К сожалению, на это пойдут единицы. Основная масса российских творцов будут либо униженно просить помиловать ни в чем не виновного режиссера, либо встанут в сторонке, надеясь, что их минует его участь.

Фото: Россия. Москва. 22 августа 2017. Режиссер Кирилл Серебренников (слева) у выхода из здания Следственного комитета после предъявления ему обвинения по статье "Мошенничество в особо крупном размере". Кирилла Серебренникова задержали 22 августа в Санкт-Петербурге на съемках фильма "Лето", после этого его доставили в Москву в центральное управление Следственного комитета РФ. По версии следствия, режиссер организовал хищение 68 миллиона рублей, которые в 2011—2014 годах выделили на проект "Платформа". Вячеслав Прокофьев/ТАСС












  • Ксения Собчак: Поражает, как наши власти уничтожают то, чем в другой стране бы гордились. Особенно это касается прорывных современных технологий, интернета.

  • «Независимая газета»: В Telegram отказались давать ФСБ доступ и по принципиальным, и по техническим соображениям. Павел Дуров заявил, что «конфиденциальность не продается».

  • Екатерина Шульман: Вопрос о том, удастся ли Роскомнадзору победить Telegram — не вопрос наличия политической воли, а вопрос наличия технических возможностей. Даже в Китае обходят блокировки...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Telegram как «продажная девка» империализма
17 АПРЕЛЯ 2018 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Вот уже вторые сутки в киберпространстве идет беспощадная схватка, на фоне которой меркнут фантастические миры «Матрицы» и «Звездных войн». Бесстрашные интернет-жандармы от Роскомнадзора без устали гоняются за увертливым мессенджером Telegram, который ловко использует IP-адреса крупнейших подсетей. Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров наверняка ощущает себя полководцем в этой великой битве. Именно в этом стиле он комментирует ход сражения: «Идет борьба снаряда и брони – мы выявляем IP-адреса, по которым мигрирует мессенджер, и блокируем их...»
Прямая речь
17 АПРЕЛЯ 2018
Ксения Собчак: Поражает, как наши власти уничтожают то, чем в другой стране бы гордились. Особенно это касается прорывных современных технологий, интернета.
В СМИ
17 АПРЕЛЯ 2018
«Независимая газета»: В Telegram отказались давать ФСБ доступ и по принципиальным, и по техническим соображениям. Павел Дуров заявил, что «конфиденциальность не продается».
В блогах
17 АПРЕЛЯ 2018
Екатерина Шульман: Вопрос о том, удастся ли Роскомнадзору победить Telegram — не вопрос наличия политической воли, а вопрос наличия технических возможностей. Даже в Китае обходят блокировки...
О музыканте Макаревиче, МИДе РФ И Госдуме
21 МАРТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Музыкант Андрей Макаревич, находясь на заокеанских гастролях, вел путевые заметки, в которых писал что вздумается, полагая, что, будучи лицом глубоко партикулярным, имеет полное право писать в своем дневнике все что угодно. Родина мгновенно указала музыканту Макаревичу на глубину его заблуждения. Это случилось, когда в одной из заметок музыкант Макаревич попытался сравнить американцев и русских и пришел к выводу, что американцы «спокойнее, веселее и добрее нас». Полагаю, что одного этого было бы достаточно для сурового окрика из северной Евразии, но Макаревичу вздумалось проанализировать причины таких отличий.
Прямая речь
21 МАРТА 2018
Леонид Гозман: Наша система всё дальше продвигается по пути «ментального тоталитаризма», когда власть предписывает не только поведение, но и чувства.
В СМИ
21 МАРТА 2018
Газета.RU: Андрей Макаревич не собирается комментировать «ту чушь», которую ему приписывают, и заявляет, что его слова о «злобных дебилах» вырвали из контекста...
В блогах
21 МАРТА 2018
Максим Блант: Совершающим мыслепреступления у нас нынче непросто.
Искоренение исторических ересей
16 ФЕВРАЛЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В Государственной думе ждут внесения закона, предложенного Рамзаном Кадыровым и единогласно принятого 13.02.18 парламентом Чечни. Закон предусматривает уголовное наказание лиц, намеренно искажающих правду о Великой Отечественной войне. По этому законопроекту уголовная ответственность вводится «за совершение действий, оскорбляющих чувства ветеранов и память погибших в Великой Отечественной войне, искажающих историю ВОВ и отрицающих решающий вклад СССР и его многонационального народа в победу во Второй мировой войне».
Прямая речь
16 ФЕВРАЛЯ 2018
Алексей Макаркин: Это — реакция на открытость и невозможность построить полноценный «железный занавес». Но можно попробовать создать какое-то подобие.