Случаются еще счастливые дни и у российской политической элиты. Правда, в последнее время очень и очень нечасто. Но общеизвестно же — чем реже приходит праздник, тем он ценнее. Сложно представить себе, чтобы какие-то события в Европе были более выгодны Кремлю и столь же гладко вписывались бы в путинскую концепцию мироустройства, чем те, что в минувшее воскресенье развернулись в Каталонии. (Теперь уж сто раз подумаешь перед тем, как написать «в испанской провинции Каталония» — бог его знает, как там дело повернется, а приезжать-то в Барселону все еще хочется.)
Я ни в коем случае не собираюсь давать политическую оценку каталонскому референдуму. Впрочем, когда мы сегодня пишем «каталонский референдум», мы уже принимаем сторону тех, кто борется за независимость этой прекрасной местности – в Мадриде-то полагают, что никакого референдума там не было. Но сегодня такой день, что употребление практически любых терминов, с помощью которых обычно описываются события, подобные тем, что случились в Каталонии в минувшее воскресенье, неминуемо помещает нас то на одну, то на другую сторону.
Однако жестко негативная оценка действий федеральных испанских властей в сложившейся ситуации вряд ли может оскорбить чувства апологетов единой и неделимой Испании. Даже самые яростные противники отделения Каталонии от Испании, если они придерживаются демократических принципов и верны либеральным ценностям, вынуждены будут признать, что реакция испанских силовых структур на события в Каталонии была совершенно недопустимой. И прежде всего, потому что реакция такая противоречит этим самым либеральным ценностям. Сегодня, если мирный невооруженный человек выходит на улицу, не совершает там никаких силовых действий в отношении других людей, а возвращается домой избитый представителями государства или оказывается репрессированным, это означает, что государство это преступно превышает свои полномочия. Кроме того, силовая реакция на мирное волеизъявление дискредитирует базовые демократические принципы, на которых строится современное цивилизованное общество. Повторяю – люди, пришедшие на избирательные участки Барселоны, Жироны и других каталонских городов, по дороге не били витрины, не переворачивали машины и не жгли покрышки… Они шли голосовать, и многие из них подверглись жестокому не мотивированному насилию. Я очень надеюсь, что и Испания, и Европа в целом в ближайшее время дадут оценку воскресным событиям в Каталонии. Но нам, конечно, прежде всего, интересна реакция Москвы. Она была ожидаемой, бурной и, разумеется, чудовищно пошлой.
Ожидаемой, потому что курс на уничтожение единой Европы – одно из важнейших внешнеполитических направлений нынешней российской власти. Отсюда поддержка Кремлем любых деструктивных сил, националистических партий и в целом любых общественных движений, какими бы маргинальными он ни были, нацеленных на ослабление Евросоюза как единого политического субъекта. Но есть еще одна причина, по которой, повторю, большего подарка Кремлю, чем силовая реакция на мирную гражданскую инициативу в крупной европейской стране, важном члене Евросоюза, сложно себе вообразить. Владимир Путин и так любит периодически повторять, что российские правоохранительные органы чересчур лояльны в отношении оппозиции – дубинки в ход при разгоне несанкционированных акций не пускают, водометами не пользуются и т.д. Обычно в этих случаях президент России кивает на Америку. Дескать, смотрите, как там полицейские ни в чем себе не отказывают, крушат демонстрантов направо и налево… А тут в огромной европейской стране, декларирующей приверженность базовым демократическим ценностям, последовательно поддерживающей экономические санкции в отношении России, полиция стреляет резиновыми пулями в людей, идущих на избирательные участки. Ну, не счастье ли?! Это же означает, что отечественным пропагандистам больше и выдумывать ничего не надо для оправдания репрессий против отечественной оппозиции — просто крути по всем каналам с утра до вечера окровавленные лица жителей Каталонии и произноси при этом шутку про людей, которые будут запрещать нам ковыряться в носу. Вот, мол, она какая — хваленая западная демократия! И единственное, о чем сегодня жалеют в высоких кремлевских и думских коридорах, что никого в воскресенье на Рамбле не убили. Ну, может, в следующий раз…
Фото: 1. Испания, Barcelona. 01.10.2017. Референдум о независимости Каталонии. Santi Palacios/AP/TASS
2. Испания, Barcelona. 01.10.2017. Референдум о независимости Каталонии. Bob Edme/AP/TASS
3. Испания, Barcelona. 01.10.2017. Более 840 человек пострадали в беспорядках и столкновениях с полицией в ходе референдума о независимости Каталонии. Manu Fernande/ AP/TASS
4. Ситуация в Испании в связи с проведением референдума о независимости Каталонии. Santi Palacios/AP/TASS
5. Испания, Barcelona. 01.10.2017. Референдум о независимости Каталонии. Bob Edme/AP/TASS