«В кандальном отделении “Нового времени”, в подвальном этаже, живет старый, похожий на затравленного волка, противный человек с погасшими глазами, с болезненным, землистым лицом, с рыжими, полуседыми волосами, с холодными как у лягушки руками. Это старый палач Буренин. Сахалинская знаменитость».
Эта картинка из знаменитого фельетона «Старый палач. Сахалинский тип» Власа Михайловича Дорошевича о В.П. Буренине, одном из самых гнусных представителей российской дореволюционной прессы, стоит у меня перед глазами всякий раз, когда в своих обзорах натыкаюсь на телеканал НТВ и его спецподразделение, «Главную редакцию общественно-правового вещания».
У Виктора Петровича Буренина и его многочисленных последователей в путинских СМИ есть одно существенное сходство и два важных различия. Сходство в том, что ни у давно покойного Виктора Петровича, ни у его ныне здравствующих последователей, которых не счесть, особенно в российском телевизоре, нет совести. То есть нет совсем. Просто отсутствует этот инструмент в душе. Души у них тоже, скорее всего, нет. Но это вопрос дискуссионный, и к тому же требующий отдельной экспертизы и участия специалистов в той сфере, где я мало что понимаю.
Различий между Бурениным и его последователями много, но главных две. Во-первых, Буренин был несомненно талантливым подлецом. Его литературный талант признавали почти все великие, включая Льва Толстого, Достоевского и Лескова. Его современные продолжатели все сплошь унылые бездари. Второе отличие не в них самих, а во времени, в общественной атмосфере. У Буренина были читатели, были, несомненно, и почитатели, но все же приговор общественного мнения был однозначен: подлец. Это признавали даже в его родном черносотенном «Новом времени». «Всеми презираемый, вечно боящийся, оплеванный, избитый» — эти характеристики Буренина из фельетона Дорошевича если и были преувеличением, то небольшим. Нынешние телевизионные палачи из пыточных подвалов НТВ и ВГТРК только первое время скрывали лица и фамилии, выпуская свои изделия без титров с одним закадровым голосом. Последние пару лет они уже не прячутся, выступают открыто. Убеждены, что это их время. Время палачей.
На минувшей неделе кандальный отдел НТВ истязал правозащитников. Истязание было показано в фильме «Право налево» из пыточной серии «ЧП. Расследования», дежурный палач — Роман Игонин. Это тот случай, когда Виктор Петрович Буренин, был бы жив, самолично выпорол бы такого последователя за его неизбывную бездарность. Одни названия пыточных фильмов Игонина чего стоят. Вот, например, «Радио неСвобода» — это всякие гадости про «Радио Свобода». Не правда ли, смешно? Американцы назвали свое радио «Свобода», а НТВ и Роман Игонин — раз, и приставили частицу «не», получилась «неСвобода». Обхохочешься. А вот еще смешнее: фильм из той же серии с тем же ведущим Игониным. Называется «Господин Навральный». Остроумно же! Всего одну букву вставили, а сколько удовольствия! Ну и последний шедевр про правозащитников: «Право налево». Как ловко умыли этих, так называемых… Мол, вы за право, а сами-то налево!
Следующим, после «Радио Свободы» и Алексея Навального, объектом для телевизионных пыток стали правозащитники: Лев Пономарев, Олег Орлов, Валерий Борщев, Андрей Бабушкин и другие. Все 25 минут фильма экзекуторы с НТВ бегали за правозащитниками с занесенными микрофонами, а те, зная, что любое слово, сказанное в микрофон с логотипом НТВ, обязательно будет переврано, передернуто, подверстано в чужой контекст — одним словом, непременно превратится в ложь, отворачивались и пытались не замечать своих мучителей.
Для заплечных дел в НТВ подобрана соответствующая группа экспертов, которым уже терять совершенно нечего. Для расправы с правозащитниками был приглашен, в том числе, Павел Данилин, вечный запутинец и вечный же стукач, в прошлом один из руководителей «Молодой гвардии Единой России». Обрел известность в 2010 году, во время лесных пожаров, когда организовал травлю тех, кто оказывал помощь пострадавшим. Искренняя вера в то, что все люди такие же мерзавцы, как и он сам, заставляет Данилина люто ненавидеть людей порядочных и благородных, особенно правозащитников.
В фильме «Право налево» Данилин обвинял Льва Пономарева в корыстных мотивах, в том, что тот защищает права граждан на деньги вражеских государств. «Зачем вы общаетесь с представителями иностранных государств?» — с этим вопросом бегали за пожилым правозащитником юные подручные экзекуторов, тыча ему в лицо микрофон таким образом, что тот, пытаясь от него увернуться, чуть не падал. Возможно, сотрудники НТВ не понимают всю абсурдность задаваемых вопросов, хотя скорее они просто знают, что с ними никто не будет общаться, поэтому и спрашивают любую чушь.
«Старый палач» Виктор Буренин, по словам Дорошевича, любил пытать «со внедрением», то есть «в спальню к нему (к пытаемому) забраться, взять его тепленьким, когда он в постели лежит». Ему бы, старику Буренину, к его инквизиторскому таланту да современные технологии — он бы всех российских либералов уморил. Зато теперь в каждом пыточном изделии НТВ обязательно съемки скрытой камерой, прослушка телефонов и прочая уголовщина в эфире, на которую ни прокуратура, ни МВД, естественно, не реагируют. И в этот раз примерно треть фильма составляют кадры, за которые против НТВ нужно сразу возбуждать уголовное дело по статье 137 УК РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни»). То Льва Пономарева снимают скрытой камерой во время его разговора за обедом. То, в попытках доказать порочность правозащитного движения, снимают региональную правозащитницу, когда она на отдыхе танцует и обнимается со своим мужчиной. После чего бывший «молодогвардеец» Динилин, с трудом втискивая свое лицо в кадр, радостно заявляет: «В этой либеральной тусовке очень много девиантных личностей с альтернативной моралью». Очевидно, правильная личность с правильной моралью не должна никогда общаться с представителями другого пола, а только подглядывать, подслушивать, а потом стучать, как это делают создатели фильма.
Самый большой сюжет и самую большую порцию грязи в этом фильме вывалили на одного из самых благородных политических сидельцев сегодняшней России — на главу Карельского «Мемориала» Юрия Дмитриева. Выдающегося историка, краеведа и правозащитника, вернувшего память десятков тысяч жертв политических репрессий, открывшего захоронения в Сандармохе и Красном бору, составителя «Книги памяти», обвинили в преступлении, которого он точно не совершал, и уже скоро год как держат за решеткой, не решаясь ни посадить, ни выпустить.
В экзекуторы Юрия Дмитриева вызвался Олег Лурье, персонаж, по своему типу наиболее близкий к основателю этого палаческого жанра, к Буренину. Как и Буренин, который первые 20 лет был похож на человека, писал в «Колоколе» Герцена, в «Современнике», в «Отечественных записках», Лурье тоже вначале был журналистом и работал в «Новой газете». Правозащитника по анонимному доносу обвиняют в педофилии на основании нескольких снимков его приемной дочери в семейном альбоме. Экспертизу проводила организация, прославившаяся тем, что признала Библию экстремистским материалом. С точно таким же успехом любого родителя, имеющего семейный альбом, можно признать педофилом. Олег Лурье не может не понимать, что обвинение абсурдно. Но он задается иным вопросом, который он задает прямо в камеру и с крайне многозначительным видом: «Откуда у провинциального историка такие связи?». Лурье возмущен, что за освобождение Юрия Дмитриева поднялась заметная волна общественной поддержки, и не только в России. «Ну, писал там что-то, раскопки какие-то», — недоумевает Лурье. И тут же подводит к главному выводу: мол, все эти правозащитники, они — либо педофилы, либо жулики.
Газета «Новое время», которую в «буренинский» её период называли газетой «Чего изволите?», имела тогда тираж от 20 до 60 тысяч экземпляров. Аудитория сегодняшних наследников традиций «старого палача» — десятки миллионов. И в этом, в том числе, пролегает пропасть между той Россией и нынешней, путинской.
Семейный бизнес: дедушка морил, внучек покрывает
Сын за отца не отвечает. Тут усатый диктатор прав. Тем более, не отвечает внук за деда. Кроме тех случаев, когда они входят в одну банду, являются фактически подельниками.
Депутат Вячеслав Никонов очень гордится своим дедушкой, самым кровавым из сталинских палачей, Вячеславом Молотовым. И при каждом удобном случае напоминает об этом: то продекламирует дедушкино про врага, который будет разбит, и про победу, которая будет за нами. То рассказ какой дедушкин вспомнит. В программе «Воскресный вечер» от 19.11.17 имя Молотова не упоминалось, но дух его в студии присутствовал так основательно, что шибало даже через экран. Депутат Вячеслав Никонов рассказывал о механизме западной пропаганды. То, что у него получалось, было немного похоже на СССР, но больше на современные путинские СМИ.
Главное в пропаганде, со знанием дела объяснял депутат Никонов, подбросить врагу ложь настолько большую, чтобы враг не мог в нее не поверить. И в качестве такой большой лжи депутат Никонов назвал Голодомор в Украине. То есть, как считает Никонов, Голодомора никакого не было, это была ложь, которую нам подбросил Запад, в частности англо-американский историк Роберт Конквест. «Это все Конквест придумал!» — гневно воскликнул депутат Никонов, и глаза его яростно сверкнули.
Сегодня, после того как не только западные историки, но и украинские и российские написали сотни книг о Голодоморе, после того как были открыты многие (не все!) архивы и опубликована статистика, после того как ЮНЕСКО, ПАСЕ, парламенты многих стран в отдельности признали Голодомор в Украине преступлением коммунистического режима, доказывать, что Голодомор — выдумка злобного Конквеста, это надо быть полным моральным идиотом.
А если учесть, что дедушка депутата Вячеслава Никонова, сталинский палач Вячеслав Молотом, был одним из главных проводников политики Голодомора, то депутата это касается в первую очередь. Поскольку именно т. Молотов был командирован «на Украину» постановлением ЦК ВКП(б) от 22.10.1932 для наведения порядка с хлебозаготовками и борьбы с кулацким саботажем. Именно т. Молотов был инициатором директивы ЦК и СНК от 22.01.1933 «О предотвращении массового выезда крестьян с Северного Кавказа и Украины». Это когда у людей отобрали все зерно и они просто брели по дорогам не зная куда, спасаясь от неминуемой голодной смерти, а их встречали заградотряды и отправляли назад, на верную гибель…
Интересный он человек, этот депутат Никонов! Ведь никто и никогда его дедом не попрекал. И в тематике этой передачи ничто ни на Голодомор, ни на т. Молотова вывести не могло. Сам поднял эту тему, сам раскопал эти миллионы убитых лютой голодной казнью, к которой его дед имел самое непосредственное отношение…
«Джихадист» Маккейн и «нацист» Климкин
Перед началом «Воскресного вечера» Соловьев рассказал всем по секрету, как ему позвонил певец Розенбаум и поздравил с тем, что у него в передаче выступает Сергей Михеев. «У тебя там такой парень!» — восхищенно заметил Розенбаум, имея в виду Михеева. «Политолог» Михеев смущенно потупился, остальные «эксперты» завистливо на него посмотрели. Видимо, каждый лихорадочно вспоминал, кто бы из знакомых певцов, футболистов или, на худой конец, политиков мог бы позвонить Соловьеву и восхититься по его поводу.
Пока рекомендательные звонки знаменитостей не прозвучали, «экспертам» приходилось добывать благосклонность Соловьева все более резкими эпитетами в адрес Запада, Украины и конкретных политиком.
Одним из первых заявку на «поцелуй от Соловьева» сделал «политолог» из МГУ Андрей Сидоров, который произнес: «Западный мир погрузился в пучину мракобесия!» Продекламировав эту мрачную фразу, «политолог» Сидоров обвел студию победным взором и радостно улыбнулся. Мол, как я их!
Но в студии собрались не новички этого жанра. Тем более что «политологу» Сидорову надо было просто набирать очки, а тому же Сергею Станкевичу помимо этого требовалось еще и отбрасывать либеральный хвост, который за ним тянется с «проклятых 90-х». То есть никакого либерализма у Станкевича давно и в помине нет, но в его имидже хвост есть и его надо всякий раз купировать, что Станкевич всякий раз и делает.
Самый надежный инструмент для купирования либерального хвоста — это антиамериканизм пополам с антиукраинством. «Доктрина Маккейна-Порошенко о том, что Россия напала на мировую цивилизацию — это джихадистский взгляд на мир», — сообщил Станкевич и оглянулся на Соловьева, проверяя его реакцию. Поскольку похвалы от Соловьева на столь лихо закрученное ругательство в адрес одновременно и американского, и украинского политиков не последовало, стало ясно, что заслужить доверие Соловьева и его «экспертов» Сергей Станкевич сможет, только убив и съев в прямом эфире одного-двух своих бывших единомышленников-либералов. Но так как большинство бывших коллег-либералов Сергея Станкевича в данный момент либо разбежались, либо перекрасились в державники-имперцы, то стать своим в театре Соловьева в обозримый период не светит.
Медийное душегубство, возведенное Бурениным в конце XIX - начале XX веков в искусство, став в последующие годы массовым, выродилось в ремесло. И только немногие хранят традиции и искреннюю любовь «старого палача» к своему заплечному делу. Среди этих немногих — несомненно, Владимир Соловьев.