Индустрия СМИ: для кого дружим?!
В минувшую среду в «Президент-отеле» прошла межотраслевая конференция с длинным названием «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития».
Конференция открывалась в 11.00. Но накануне сотрудники Федеральной службы охраны напугали организаторов, а те в свою очередь напугали журналистов, что пришедших позже 9.45-ти в здание «Президент-отеля» пускать не будут. По расчетам ФСО, больше часа должен был занять досмотр допущенных пред ясны очи… нет-нет, не Путина. Президент в это время корректно извинялся за события 1956 года перед венграми и пил пиво с чехами. А конференцию руководителей СМИ должен был посетить всего лишь вице-премьер Дмитрий Медведев. Ради его явления и был устроен весь этот шмон. Да и вся Индустриальная конференция, похоже, была устроена тоже исключительно ради него же.
Несколько дней накануне объявленного сбора лидеров медийной отрасли аналитики гадали, по какому случаю так спешно собирают столь представительное собрание? Будут после драки кулаками махать и просить президента заветировать поправки в закон о рекламе? Или федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям примется публично усмирять слишком уж активно (вплоть до синхронного показа всех рейтинговых олимпийских соревнований) конкурирующие друг с другом государственные телеструктуры? Или участники конференции выступят с согласованной позицией по поводу карикатурного скандала и прочих ключевых вопросов сегодняшнего дня? Или подвергнут детальному анализу перспективы перехода России на цифровые стандарты телевизионного вещания?
На поверку все догадки оказались неверными. Уже к первому перерыву, во время которого конференцию покинул г-н Медведев, а вслед за ним и ряд высокопоставленных руководителей (председатель ВГТРК Олег Добродеев, гендиректор НТВ Владимир Кулистиков, бывший глава Минпечати, а ныне советник президента Михаил Лесин), стало ясно, что смысла у данного мероприятия нет. И затевалась эта демонстрация всеобщей дружбы и отраслевого единения исключительно ради вице-премьерского приезда.
По ходу встречи первый вице-премьер, как и было задумано, грамотно обозначил результаты и перспективы развития медиарынка, по цифрам и фактам почти дословно совпав с фрагментами заранее розданного участникам программного выступления Михаила Сеславинского («Российский медиарынок относится к числу наиболее динамично развивающихся в нашей стране и к 2008 году должен достигнуть совокупного объема около $8,5 миллиардов»; «Медиаиндустрия постепенно превращается в нормальный бизнес, который должен стать современной отраслью национальной экономики» и т.д.).
Далее г-н Медведев выдал еще пяток пригодных для цитирования фраз: «Телевидение у нас действительно лучшее в мире»; «У правительства не существует проекта нового закона о СМИ, совершенствовать законодательство о СМИ нужно крайне аккуратно, даже при том, что часть норм носит наивно-романтический характер»; «Закон о рекламе будет принят, но не будет являться некоей «священной коровой» и может меняться в зависимости от конкретной экономической ситуации» и т.д. После чего первый вице-премьер принялся с интересом выслушивать выступления представителей отрасли, в частности Эдуарда Сагалаева, и, заметив, что его недавняя соратница по работе в президентской Администрации г-жа Тимакова поделилась с сидевшим рядом экс-министром печати г-ном Лесиным леденцом, попросил конфетку и для себя. «Тимакова выступила в роли Януковича», — заметил злопамятный Венедиктов, припомнивший, как прошлой зимой во время предвыборных митингов в Киеве того же г-на Медведева то ли конфеткой, то ли жвачкой угощал тогдашний кандидат в украинские президенты.
На сем участие первого вице-премьера в деятельности российской индустрии СМИ закончилось. Задуманное было достигнуто — г-н Медведев свой интерес к медийной отрасли обозначил, а отрасль обозначила свою потенциальную связь с возможным президентским преемником и готовность и дальше пиарить его по заранее заданной Кремлем схеме.
Но за формальными рамками любого собрания обычно кроется некая суть. Какая же суть крылась за формальными рамками этой конференции?
Пока глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский зачитывал основные положения своего доклада, я пыталась вспомнить, когда в последний раз видела в одном зале такое количество заклятых друзей и врагов. Когда в последний раз за одним столом собирались Олег Добродеев (ВГТРК) и Константин Эрнст («Первый канал»), Алексей Венедиктов («Эхо Москвы») и Михаил Лесин (советник президента), Антон Златопольский (канал «Россия») и Эдуард Сагалаев (НАТ), Александр Роднянский (СТС) и Александр Пономарев (ТВЦ), Сергей Васильев («Видеоинтернэшнл») и Валерий Комисаров (Госдума) и другие главные герои газетно-журнального, телевизионного, радийного, книжного и рекламного рынка?
Вспоминала долго. Вспомнила. На предыдущей Индустриальной конференции. В июне 2001-го. Без малого пять лет назад.
Тогда — после завершения информационных воин разных телеканалов, играющих на стороне разных олигархов и высказывающих в эфире разные точки зрения (да-да, и такое было, не помните уже?!), после разгрома старого НТВ и прочих политических и отраслевых событий, которые развели гигантов индустрии по разные стороны баррикад — стало понятно, что война, даже если это профессиональная, конкурентная война, – безнадежное дело. И позавчерашние друзья, они же вчерашние враги (даже такие, как Олег Добродеев и Евгений Киселев), в душе не перестав быть ни друзьями, ни врагами, собрались в одном зале, мучительно пытаясь выработать общие правила игры. Правила, после не раз нарушенные, все же были выработаны, что заставляло нарушителя хотя бы не выглядеть победителем в глазах профессионального сообщества и стыдливо отводить в сторону глаза.
Одним из главных результатов работы той давней конференции стало создание Индустриального комитета. В 2001-2003 годах именно в Индустриальном комитете лидеры отрасли пытались продолжить выработку общих правил игры, а лидеры самого Комитета активно лоббировали интересы отрасли во властных верхах. Наиболее яркий пример успешности такого лоббирования случился вскоре после трагедии на Дубровке, когда депутаты впопыхах приняли поправки в закон о борьбе с терроризмом, парализующие деятельность СМИ в чрезвычайных ситуациях. Лидерам Индустриального комитета удалось тогда добиться встречи с президентом и убедить его заветировать уже принятый двумя палатами закон.
Но в следующие три года подобной совместной активности друзей-конкурентов не наблюдалось. Может, не было поводов для совместных действий? Были. Но только и поводы, и их последствия (такие, как невыгодные для отрасли поправки в закон о рекламе, резко ограничивающие объем рекламы на ТВ) утонули в собственно конкурентной войне различных СМИ. За залпами друг в друга лидеры отрасли прозевали куда более мощный залп со стороны государства.
Проспят его и в следующий раз, ибо, обозначив свой интерес к индустрии СМИ сегодня, первый вице-премьер вполне может забыть о ней завтра. И не вспоминать, по крайней мере, до осени 2007 года, когда власти снова понадобится пропагандистская мощь медиаотрасли. Сможет ли до той поры сама индустрия напоминать власти о себе или вести параллельное власти свободное самостоятельное существование – вопрос.