Медиафрения. Телевизионные спартанцы
В России официально стартовала кампания по выборам президента. Выступая на заседании Совета Федерации, который объявил этот старт, глава ЦИК Элла Памфилова опровергла пессимистов и сообщила, что выборы президента в этот раз будут «конкурентными, интересными, с сюрпризами положительными».
Положительные сюрпризы, обещанные Эллой Александровной, начались немедленно. Первыми их заметили Znak.comи «Дождь», которые обратили внимание на то, что слова Путина, произнесенные им на последней пресс-конференции, цитируются в социальных сетях на аккаунтах пользователей, которые некоторое время назад умерли. Журналисты приводят конкретные примеры, когда посты с продвижением путинской пресс-конференции опубликованы пользователями, которых их близкие уже проводили в последний путь. По данным СМИ, всплеск патриотической активности после смерти граждан организовала «Молодая гвардия Единой России». Гоголь был все-таки великий провидец…
Другие положительные сюрпризы, приуроченные к спецоперации 18.03.2018, принялся устраивать Роскомнадзор, который уже заблокировал сайт движения «Открытая Россия», а также другие интернет-ресурсы, связанные с именем Михаила Ходорковского, в том числе Ходорковский.ру, «Открытый университет», «Вместо Путина» и пр. Следующим в списке может быть мессенджерTelegram. Впрочем, кампания только стартовала, так что основные «сюрпризы положительные» от ЦИК и других структур еще впереди…
По-нашему, по-спартански
Обитателям студии «Воскресного вечера», собравшимся обсудить судьбы планеты 17.12.2017, очень понравилось то, как какой-то западный политик сравнил США с Афинами, а путинскую Россию со Спартой. «Да! Мы спартанцы! — гордо заявил востоковед Сатановский, тщетно пытаясь уместить свою тушу в пределах студийной стойки. — А афиняне такие хитры-е-е! Но спартанцы их били!»
В этот момент украинский политолог Карасев попытался что-то возразить по поводу такой выборочной трактовки античной истории, после чего его стали топтать всем патриотическим коллективом. «Вы тут всей Украиной сядьте, снимите штаны и тужьтесь — ничего у вас не выйдет!» — отрезал Соловьев, видимо полагая, что если он сядет всей Россией, снимет штаны и натужится, то у него непременно выйдет нечто прекрасное и доброе.
«Вы не Ковтун, вас даже бить не хочется», — обнадежил Карасева востоковед Сатановский, после чего с персонального дела политолога Карасева перешли на персональное дело Украины. «Ну шо нам с этой страной делать!» — сокрушенно воскликнул политолог Андрей Сидоров. Странно, что в сидоровскую голову не приходит простая мысль, что ни ему, ни его коллегам, ни вообще всем россиянам ничего с «этой страной», то есть с Украиной, делать не следует. Что Украину надо оставить гражданам Украины, а политологу Сидорову и всем остальным путинским патриотам есть смысл обратить внимание на Россию и сделать с ней, наконец, что-нибудь полезное.
Затоптав украинского политолога Карасева, обитатели соловьевской студии расслабились, и это с некоторыми из них сыграло дурную шутку. Сенатор Пушков, главный по международным делам в Совете Федерации, пустился в вальяжные рассуждения: «Ведь что такое Крым? Это ведь не только наша территория. Взяв Крым, мы нанесли удар по НАТО!» Тут Соловьев, услышав недопустимый оборот, налетел коршуном: «Не взяв Крым, а удовлетворив законное пожелание народа Крыма!» Проштрафившийся Пушков тут же забормотал, виновато улыбаясь: «Да-да, я как раз это и хотел сказать, но вы меня перебили».
Путинский режим не создал полноценный новояз. То, на чем изъясняются сегодня обитатели телевизора, слеплено из обрывков советско-партийной суконщины, густо приправлено блатной феней и лишь изредка проскальзывают в этом мутном густом вареве отдельные фразы, сказанные на нормальном русском языке. Хотя отдельного новояза пока нет, но новоязовские интонации уже сформированы. Язык путинского телевизора точно знает, о ком и о чем надо говорить с придыханием, о ком и о чем со сдержанным интересом, а о ком и о чем — всегда пренебрежительно. Эта последняя, пренебрежительная интонация включается вполне автоматически у обитателей телевизора всегда, когда речь заходит об оппозиции или о странах Запада. Сенатор Пушков решил привести пример «правильной» трактовки крымских событий 2014 года в западной прессе. «Вот Irish Times— ирландская газета, но, тем не менее, там соображают», — снисходительно потрепал по голове отличившихся ирландских журналистов Пушков. Возможно, упреки к путинскому режиму, что он не создал целостный новояз, преждевременны, поскольку режим этот еще не закончился и вполне способен еще удивить планету, в том числе и в сфере языка.
Выборы Путина: «Сверхконкурентные, трудные, но очень-очень честные»
После того как Ксения Собчак практически в одну калитку выиграла состязание в троллинге у Владимира Соловьева в его родных стенах, на его же передаче, где он всегда всех топтал и унижал, а его никто и никогда, мстительный телеведущий в каждом эфире не упускает случая заочно пнуть свою обидчицу. Его «экспертная» пристяжь с готовностью эту тему подхватывает. «Политолог» Константин Костин начал разговор о предстоящих выборах президента с прямого намека: «Выборы — это конкуренция программ. А вот некоторые кандидаты не имеют программы, а вместо этого делятся своими воззрениями».
О глубине травмы, нанесенной Ксенией Собчак чувствительной душе Владимира Соловьева, можно судить по тому, что о ней телеведущий прямо или косвенно говорил больше, чем обо всех других участниках мероприятия, назначенного на 18.03.2018, включая и главного бенефициара данной спецоперации. Собчак настолько основательно поселилась в голове Соловьева, что он не может обойтись без упоминания ее имени, даже говоря на темы, к которым эта дама, казалось бы, не может иметь никакого отношения.
«Мне кажется, что в каждом нашем футболисте живет маленькая Собчак!» — пожаловался Соловьев, говоря о проблемах российского футбола. И тут же нашел рецепт победы: «Им надо выдавить из себя Собчак!»
Роль боксерской груши, которую при обсуждении проблем мировой политики исполнял украинский политолог Карасев, когда речь зашла о выборах, стал исполнять российский либерал Дмитрий Некрасов. Стоило ему заикнуться, что российским выборам не хватает конкурентности, а Путин ни с кем не хочет вести дебаты, как его стали топтать еще яростнее и усерднее, чем до этого топтали Карасева.
Первым делом был опровергнут тезис о пользе политической конкуренции. «Для страны хорошо, когда есть один кандидат», — заявил «политолог» Костин. А Соловьев подкрепил этот тезис авторитетным примером. «Если бы евреи выбирали, кто их поведет из Египта, то это был бы точно не Моисей!» — провозгласил Соловьев. Собственно, тему выборов на этом можно было бы считать закрытой, но тут неугомонный либерал Некрасов взорвал студию очередным провокационным заявлением.
«За девять последних лет мы стали на 20 процентов беднее», — принялся клеветать на страну либерал Некрасов, ссылаясь на данные Росстата. А затем начал сыпать цифрами и процентами, из которых следовало, что последние девять лет Россия находилась в стагнации, в то время как другие страны мира в среднем успешно развивались.
Орали все. Вернее, так. Сначала была пауза, поскольку патриоты собирались с силами для отпора либеральной диверсии. Потом стали орать хором, причем вещи совершенно противоположные. Либеральный навет опровергали с трех позиций. Одни кричали, что либерал Некрасов мухлюет с цифрами и Россия успешно развивается. Другие вопили, что в том, что Россия не развивается, виноват кто угодно, только не Путин. Третьи заявляли, что все эти цифры вообще не имеют для народного выбора никакого значения. Одним словом, в точности как в истории про украденную и разбитую чашку, которую, во-первых, никто не крал, во-вторых, давно вернули, а в-третьих, она всегда была разбитой.
Соловьев первым делом стал допрашивать либерала Некрасова, кто в России занимается экономикой. «Назовите фамилии своих друзей!» — орал Соловьев. Либерал Некрасов, как и любой вменяемый человек, должен был ответить, что экономикой в России занимается Путин. Но, возможно, Путина своим другом либерал Некрасов не считает, он искренне не понимал, чего от него добивается Соловьев. А тот все орал, требуя назвать фамилии, ответственных за застой в экономике, заявляя изначально, что это кто угодно, только не Путин.
«Политолог» Михеев решил подойти к опровержению либерального навета на Россию комплексно. Первым делом он заявил, что «нету никакого мира в среднем», и тут же объяснил это на примере собственной зарплаты, которая у него, оказывается, ничтожно мала, а у либерала Некрасова, Михеев знает, она составляет миллион долларов. После чего Михеев подсчитал, что средняя зарплата у них с Некрасовым составляет 500 тысяч баксов и предложил всем посмеяться над этой нелепой цифрой. Попытки либерала Некрасова объяснить, что именно цифра средней зарплаты дает возможность определить место человека на шкале материального расслоения, были отвергнуты. Поскольку «политолог» Михеев, который вдруг согласился, что в России девять лет была стагнация, объяснил эту неприятность методами арифметики: «Стагнация девять лет это: первые четыре года — Медведев президент, вторые пять лет Медведев — премьер-министр, вот и все!» То есть вначале «политолог» Михеев отрицает существование стагнации, а затем, вторым своим тезисом, объявляет, что она, конечно, есть, но в ней виноват исключительно Дмитрий Медведев.
Наиболее яркое выступление, однако, было у патриотического режиссера Шахназарова. «Я в процентах ничего не понимаю», — доверительно сообщил патриотический режиссер. И тут же рассказал, как он был в одной области и поразился, какие там замечательные дороги. «Кто знает, какой был экономический рост при Петре Первом? — хитро прищурившись, спросил патриотический режиссер. — А он поднял Россию и стал великим!» И, завершая тему российской экономики, заметил, что «насчет процентов, это самое последнее, а главное — идея и Владимир Владимирович уже присоединением Крыма остался в истории».
Разгромив либеральную диверсию на своей земле, патриотический режиссер Шахназаров отправился за океан и разгромил врага на его исконной территории, а именно, в США. «С 1945 года Америка упала на порядок!» — вынес приговор Шахназаров. Поскольку патриотический режиссер с самого начала заявил, что «в процентах не понимает», ждать от него доказательств катастрофического падения США в десять раз было бы опрометчиво. Но он привел весомые свидетельства этого краха: «Я не вижу американских машин на улицах! Теперь у них только три столпа осталось: оружие, сельское хозяйство и кино — а больше ничего!» Такое ощущение, что патриотический режиссер Шахназаров и другие «эксперты» Соловьева последние полвека проспали летаргическим сном и, проснувшись вXXIвеке, просто не знают, что такое постиндустриальное общество, в котором доля науки, технологий, образования и прочих «кремниевых долин» превышает 80% в структуре ВВП. Отсюда их ностальгия по СССР и постоянные поиски спасительной и путеводной идеологии.
Польщенные сравнением путинской России с воинственной Спартой, участники соловьевского шоу, вероятно, прогуливали в школе уроки истории. Иначе знали бы, что Спарта, которая в архаическую эпоху славилась своими военными победами и воинским духом, в дальнейшем стала терпеть поражения, пришла в упадок, а потом и знаменитый воинский дух спартанцев куда-то испарился. Впрочем, учебники истории в России теперь пишут мединские…
Коллаж ЕЖ