В то время как в России праздновали юбилей ВЧК, Минфин США включил в список Магнитского еще нескольких граждан России. Среди них трое — Юлия Майорова, Андрей Павлов и Алексей Шешеня — имеют прямое отношение к коррупционным схемам, которые разоблачил Магнитский, за что его и убили. Аюб Катаев, также включенный в санкционный список, начальник полиции города Аргун, обвиняется в пытках в секретных тюрьмах и преследовании геев. Имена этих людей неизвестны большинству россиян. А вот двое других, попавших под санкции, Артем Чайка и Рамзан Кадыров, обладают не только известностью, но и большим влиянием в России.
Артем Чайка — предприниматель, таланты которого проявились в весьма широком диапазоне. Он производит и продает щебень и соль, строит дома в Москве, перерабатывает мусор, разводит лошадей и выращивает грибы. Именно благодаря своим талантам, а не чему-то иному Артем Чайка постоянно получает государственные заказы на самые выгодные контракты. То, что он при этом является сыном генерального прокурора, это, конечно, случайное совпадение. Только вот Минюст США почему-то решил иначе. Они там собрали какую-то доказательную базу и пришли к выводу, что Артем Чайка преуспевает, используя силовой и административный ресурс своего отца, и решили оградить США от подобного рода бизнеса. Артем Чайка тут же заявил, что это попытка давления на Генеральную прокуратуру, которая, естественно, успеха не возымеет.
Рамзан Кадыров попал под американские санкции в связи с причастностью к внесудебным казням, пыткам и убийствам политических оппонентов. Кадыров тут же прикинулся «Искандером» и принялся хохотать. К юмору чеченская власть относится серьезно. Для организации кадыровского смеха его обслуга запустила в сеть вирусный ролик, на котором глава Чечни готовится выжать штангу весом существенно выше мирового рекорда. И в момент, когда Кадыров уже совсем готов к очередному подвигу, ему сообщают, что Америка ввела против него санкции. Отложив побитие мирового рекорда, Кадыров развернуто отвечает США. «Я еще не получил приказ вступить на землю США, — доверительно сообщает глава Чечни, — так что пусть они не беспокоятся». А в целом Кадырова переполняет гордость. «Я чувствую себя великим человеком!» — радуется чеченский лидер. Трудно представить более американоцентричный взгляд на мир, при котором даже плевок со стороны США воспринимается как великая честь и почетная награда.
Хотя в российских СМИ американские санкции представляются как заговор против России, в санкционных списках оказываются граждане самых разных государств. Дочь президента Узбекистана Гюльнара Каримова включена в список по основаниям, похожим на те, что и у Артема Чайки. Ее тоже обвиняют в использовании силового ресурса при организации собственного бизнеса, в давлении на конкурентов и рэкете.
Зарубежный аналог Рамзана Кадырова — бывший президент Гамбии Яйя Джамме. Он тоже, как и глава Чечни, очень не любит геев и правозащитников. Геев грозил убить всех, равно как и всех тех, кто сотрудничает с правозащитниками. Есть между Кадыровым и Джамме отличия. Яйя Джамме очень не любит колдунов, и поэтому организовал тотальную охоту на ведьм, причем не в переносном, а в буквальном смысле: устраивал облавы и организовывал похищения людей, обвиняемых в колдовстве. В конце 2016 года проиграл выборы, но поражения не признал, поскольку ранее заявлял, что готов править миллиард лет, а правил всего 21 год. Поскольку в распоряжении президента Гамбии нет ядерного оружия, долго кочевряжиться Джамме не дали: соседние страны ввели войска и «уговорили» диктатора не устраивать гражданскую войну из-за пустяков. Джамме, будучи человеком разумным, согласился, а будучи человеком еще и редкой честности, улетел в Гвинею, прихватив с собой 11,4 млн долларов. Немного, конечно, но больше в казне Гамбии просто не было. Так что подданные Джамме остались не только без диктатора, но и вообще без денег.
Каток американских санкций движется раздражающе медленно, но неотвратимо, включая в списки все новых фигурантов, в том числе и российские предприятия, ключевые для экономики России, отрезая их от мировых рынков. Весельчак Кадыров может хихикать у себя в социальных сетях сколько угодно. Патриотические думцы могут сколько угодно болтать об «адекватных ответах», угрожая американцам запретом на пользование вокзальными туалетами. Могут в припадке бессильной злобы убить еще скольких-то мирных жителей в Сирии и посадить в тюрьму еще несколько российских блогеров. Россия не Гамбия. Устранить диктатора-самозванца с помощью внешнего военного вторжения здесь невозможно.
Поэтому результатов санкционного давления может быть два. Либо американский каток выдавит из России Путина с его бандой, либо он просто раздавит Россию. Хотелось бы, чтобы случился первый вариант.
Коллаж ЕЖ