Русские в Давосе. Это – не пессимизм. Это – паника и истерика
Последний Давос наступает. Для нас, разумеется. В пасторальных декорациях швейцарских Альп, которые много лет служили фоном для демонстрации торжества российской концепции взаимодействия с окружающим миром и собственным народонаселением, нынче разворачиваются события поистине драматичные. Все прогрессивное человечество с замиранием сердца наблюдает, как главный путинский проект под названием «Мы поимеем в задницу весь мир» рушится на наших глазах. От него уже практически ничего не осталось. Только маленькая смрадная лужица, которую по окончанию форума тщательно подотрут, чтобы на годы или десятилетия позабыть об этом русском кошмаре и вернуться к обсуждению действительно сущностных вопросов, достойных внимания крупнейшего и наиболее авторитетного экономического форума на планете Земля. Чье главное предназначение – способствовать прогрессу человечества.
Нынешний состав российской делегации, хоть и урезан, но вполне традиционен. Вице-премьер Аркадий Дворкович привез в Давос обычную команду из руководителей госкорпораций и крупнейших олигархов. Причем, совершенно очевидно, что в таком составе эта дрим-тим выступает в последний раз – стартуй форум в Давосе неделей позже, то есть после обнародования «Кремлевского доклада» Минфина США, многим из тех, кто сегодня тусуется «на полях Давосского форума», пришлось бы отказаться от идеи приехать в Давос. Напомним, что поименный доклад о составе путинской бригады, виновной, по мнению правительства США, в разнообразных преступлениях, будет представлен Конгрессу 29 января. И нет сегодня в Давосе ни одного сколько-нибудь значимого члена российской делегации, который был бы на сто процентов уверен, что не окажется в черном списке. В глазах каждого из них число «29» зловеще пульсирует с частотой мигалки на крыше сановного лимузина, а из перекошенных в ужасе ртов вырываются стоны боли и вопли отчаяния. Вот только некоторые примеры подобного рода «воплей».
Банкир Андрей Костин, глава ВТБ не успел приехать в Давос и чуть не в первом же интервью заявил: «Это то, чего, я думаю, Запад добивается. Я думаю, что они хотят при помощи санкций оказать большое давление на Россию, чтоб РФ сменила правительство, президента на кого-то более подходящего для них. Я думаю, что это экономическая война, это не просто торговая война, когда вы просто ограничиваете немного импорт или экспорт… Это действительно крайне полномасштабная атака на Россию, на российское общество, с большим давлением на экономику. Это очень большая экономическая война. И я говорю серьезно, и мы будем воспринимать это очень серьезно». И далее: «Я не вижу причин, по которым после этого российский посол должен будет остаться в Вашингтоне или американский посол должен будет купаться в холодной воде в Москве. Полагаю, это хуже, чем ситуация холодной войны, и очень опасно. И, полагаю, американцы играют с огнем, потому что отношения становятся из плохих очень плохими, и ответственность за это несем не мы… Любые списки — ну что это такое? Определять бизнесменов, которые близки к Путину, далеки? Путин — законно избранный президент великой страны, и санкции по принципу близости, дружбы — это безумие. Другого сказать не могу».
А правда же, по данному отрывку создается впечатления, что все это человек произносит на бегу? Ну, или в спешке, запихивая в чемодан последние вещи. А еще у интервьюера должно было возникнуть желание дать своему собеседнику что-нибудь успокоительное… Впрочем, с Костиным и с его банком все более или менее понятно – его попадание в «Кремлевский доклад» фактически предрешено. Ситуация с вице-премьером Аркадием Дворковичем не столь очевидная, как мне кажется, но ведь и его заявления, прозвучавшие в Давосе, взвешенными, конструктивными или хотя бы реалистичными назвать довольно трудно. Например, утверждение, которое нынче цитируют все кремлевские СМИ, о том, что американская делегация «бегает» от российской, чтобы не обсуждать содержательных вопросов, ничего, кроме улыбки, не вызывает. Хочется сказать: «Помилуйте, голубчик Аркадий Владимирович, зачем нынче кому-то от вас бегать, когда можно просто пройти мимо, даже не бросив в вашу сторону взгляда?» А чего стоит заявление о том, что в России больше нет олигархов, а есть «хорошие, социально-ответственные бизнесмены…» Довольно рискованные слова, учитывая недавние откровения президента России о девушках «с пониженным уровнем социальной ответственности». Живо представляешь себе данную шкалу, на одном конце которой генералы российского бизнеса, а на другом эти самые девушки…
В целом про нынешний Давосский форум когда-нибудь скажут: «Помимо всего прочего, на нем фактически была подведена черта под целой эпохой, когда русским казалось, что они смогут навязать миру свою повестку, согласно которой авторитарный агрессивный режим с архаичной неэффективной и коррупционной экономикой, режим, игнорирующий международные обязательства, может быть успешен на мировой арене». Но еще раз повторю – и на нынешнем форуме «русский вопрос» уже далеко не ключевой. Как только западный мир осознал, что американцы давление не ослабят и влияние путинского режима на мировую политику (не говоря уже об экономике), в конце концов, сведут к минимуму, интерес к нам заметно упал. И ничто не предвещает, что в ближайшее время он может возродиться…
Фото: 25.01.2018. Switzerland Davos Forum. Markus Schreiber/AP/TASS