Что делать?
23 сентября 2020 г.
Наш менталитет мешает прогрессу
12 ФЕВРАЛЯ 2018, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Обсуждая будущее России, полезно знать о причинах бедности народов. Нам кажется, что везде — как у нас. Были бы деньги — и чиновника можно купить, и закон можно обойти. Но это не так. Не похожа жизнь шведов на жизнь россиян. Не только одеждой и пищей. Не похожа культурой: прогрессивная у одних, противящаяся прогрессу у других. Отсюда и разный уровень жизни. Об этом пишет Лоуренс Харрисон в своей книге «Кто процветает?» (Новое издательство, 2008).

В начале прошлого века Аргентина по уровню благосостояния соперничала с США. С 1930 г. ее золотой век сменился гонкой вооружений, экономической, политической и моральной деградацией общества в период президентства Перрона. Затем 17 лет правления военных диктаторов, когда многие тысячи людей стали «без вести пропавшими». Мы, россияне, сами пережили сталинский террор, участвовали в агрессии против стран Балтии и Финляндии. Сегодня нас власти лишают свободы собираться на митинги и выступать против произвола, казнокрадства и коррупции. Нам есть что вспомнить, и с чем сравнить.

Мариано Грондона, аргентинский журналист и ученый, показал, что именно культура народа, его менталитет стали причиной обнищания Аргентины. Противящуюся прогрессу культуру считают причиной отсталости и многие известные экономисты и политологи, такие как Д. Аджимоглу и Д.А. Робинсон («Почему одни страны богатые, а другие бедные». Изд-во АСТ, 2016).

Мариано Грондона составил перечень культурных черт, которые препятствуют прогрессу. В обществах, ориентированных на прогресс, уважают отдельного человека и доверяют ему. Отсюда у таких народов децентрализация власти и доверие к честно заработанному богатству. Там нет вопиющего имущественного расслоения, как у нас, а капитал богатых идет не столько на престижное потребление, сколько на развитие новых производств. Как у Маска. Воровство, коррупция, казнокрадство в обществе не принимаются, с ними борются не только полиция, но и сами граждане. Для нас это непостижимо!

Но есть народы, чьи культуры противятся прогрессу. Там человек мало что значит. Любой незнакомец подозревается в плохих намерениях. Там везде охранники, а в квартирах — железные двери. Граждане уверены: верить можно только своим. Поэтому, например, не получается создавать кооперативы в Таиланде.

Такие культуры порождают авторитарную власть, причем не только в государстве, но и в компаниях. Как отмечают социологи, россияне тоже предпочитают на производстве авторитарный стиль управления: директор приказал, а наше дело выполнить. Большинство жителей РФ считает армейскую организацию власти самой лучшей. При такой культуре всегда рано или поздно начинаются репрессии против диссидентов и оппозиции. Если они критикуют нашу власть — они враги! При этом происходит запредельное обогащение власть имущих. Сравните нашу культуру и культуру шведов, которые гордятся своей честностью, исправно платят налоги и практически обходятся без охраны.

В общество, ориентированном на прогресс, мораль основана на ответственном эгоизме и взаимном уважении. Человек сам честно должен добиться достойной жизни для себя и своей семьи. Уважается хорошо выполненная работа, учтивость, опрятность, пунктуальность. Там люди, преодолевая трудности, строят достойную жизнь в мире реальном, а не надеются на государственные подачки или на счастье в вымышленном загробном мире.

Напротив, в культурах, противящихся прогрессу, спасение от невзгод люди ищут в уходе от рисков и проблем. Идут в монастырь. Или, как шахиды, взрывают себя, надеются на счастье в мире ином. Те, кто проявляет предприимчивость и трудолюбие, вызывают подозрение.

В прогрессивном обществе целью человека является стремление к самосовершенствованию, к уважению окружающих. Хотя не всякий силен в высшей математике, не у всех есть актерские способности. Но граждане считают: к достойной жизни надо стремиться.

А в культурах, противящихся прогрессу, такого выраженного стремления к достойной жизни нет. Есть лень, безразличие, пассивность, безделье. Там духовные и политические проповедники используют пороки людей для того, чтобы внушить людям чувство вины и сделать их своей послушной паствой.

Главное различие культур — в уважении к закону. В прогрессивном обществе закон — это то, что нужно исполнять. Таково правило жизни. Мы видим это на примере США, где закон исполняется людьми добровольно и почти инстинктивно, где он обязателен для всех, в том числе и для президента. Люди знают свои законные права и никому не позволят ими пренебрегать. Там закон является фундаментом власти и нарушение закона ведет к увольнению, импичменту или тюремному сроку.  

А в культурах, противящихся прогрессу, «закон что дышло, как повернул, так и вышло». Там не власть подчинена закону, а закон трактуется властью к своей выгоде. Причем власть часто захватывается вопреки закону и удерживается силой. Например, российский Конституционный суд своим определение от 5 ноября 1998 г. ввел запрет на избрание одного и того же лица президентом более двух раз и счел неважным наличие в статье слова «подряд». Внял наш президент нормам Конституции? А народ его поведение одобрил!

При прогрессивной культуре неизбежным итогом развития общества является реальная демократия, которая кладет конец авторитаризму и укрепляет плюрализм, разнообразие взглядов. Напротив, в культурах, противящихся прогрессу, фиктивная «демократия» используется как одежда для новых форм авторитаризма.

Сравним те культурные ценности, которые, по типологии Грондоны, способствуют или, напротив, противостоят прогрессу.

  • Религия оправдывает успех в культуре и в жизни. Религия оправдывает упорный труд.
    • Религия оправдывает страдание, обещает счастье в загробной жизни, прощает грехи и подталкивает к новым.

 

  • Богатство — это результат инициативы и трудолюбия. Богатство народа прирастает трудом и предприимчивостью.
    • Богатство — это ограниченный ресурс, как земля. Главное, не стесняясь в средствах, побольше урвать для себя лично.

 

  • Конкуренция — это двигатель прогресса.
    • Конкуренция — это форма агрессии, угрожающая сплоченности нации.

 

  • Справедливость в экономике требует сбережений и инвестиций для блага будущих поколений.
    • Справедливость в экономике — раздать всем поровну, чтобы можно было проесть, пропить и истратить деньги уже сегодня.

 

  • Труд — это нравственный долг, это форма самовыражения и самоудовлетворения человека.
    • Труд — это бремя, неизбежное зло, удовлетворение человек находит вне работы, за чаркой водки.

 

  • Инакомыслие очень важно для поиска истины и совершенствования общества.
    • Диссидент — это преступник, иностранный агент, враг нашей стабильности.

 

  • Образование — условие для творчества человека.
    • Образование нужно для упрочения ортодоксальных взглядов, чтобы больше верили в Аллаха или Христа.

 

  • Прагматизм, рационализм, эмпиризм, утилитаризм — главные ценности общества.
    • Главные ценности — наши традиции и моя удача. Но в итоге почему-то наблюдается застой

 

  • Людей нацелены на будущее — ведь на него можно повлиять!
    • Мысли людей устремлены в прошлое — в будущем все неясно, неизвестно, как повезет, как сложится судьба?

 

  • Мир — пространство для наших действий.
    • Мир во власти непреодолимых сил и внушает людям страх.

 

  • Жизнь — это то, что я сделаю, чего добьюсь.
    • Жизнь идет сама по себе, это то, что происходит со мной помимо моей воли.

 

  • Оптимизм — это норма общества, это даже наш долг.
    • Наша цель — выжить, пессимизм для нас естественен!

Зададим себе вопрос: какая культура, какой менталитет у россиян? Живем в стране, которая находится в постыдном политическом и тяжелейшем экономическом положении, но при этом уверены, что страна переживает триумф и обрела огромный вес в мире. Главное — вооружаться! Мы терпим воровство, коррупцию, кризис медицины и образования, продажный и зависимый от власти суд. С такой культурой дворовых хулиганов и бездельников светлого будущего нам не видать. Если мы и выйдем на площадь, то потому что подешевеет нефть и есть будет нечего. Выйдем не потому, что Путин задушил наши свободы, а потому что прилавки пустые. А остальное нам не важно. Наша культура — против прогресса, но за хорошую пайку! Можно ли изменить культуру народа? Известны случаи, когда культура народа менялась в течение одного-двух поколений. Примеры: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Китай. Изменение условий жизни, эффективная борьба с коррупцией и казнокрадством меняют менталитет и поведение людей достаточно быстро. Мы видим это на примере быстрого изменения менталитета восточных немцев. Но при сохранении традиционной организации власти в стране ментальные установки народа сохраняются и передаются из поколения в поколение. Именно они определяют, в конечном счете, и формальные институты, и законы, и характер власти. Власть же, из корыстных побуждений, делает все для поддержания и сохранения средневековых традиций народа. Отсюда и возникает «авторитарная колея», по которой мы катимся столетиями.

Фото Юрия Белинского/ТАСС












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Выборы и федерализм в США. Какая связь?
14 СЕНТЯБРЯ 2020 // ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВ
В России есть традиция каждые четыре года высмеивать Коллегию выборщиков – существенный элемент американских выборов. Скоро придет новая волна обсуждения этой темы. Можно не сомневаться, что выскажутся десятки экспертов и мы снова услышим упреки в недемократичности американской избирательной системы. Главный недостаток критики видят в том, что кандидат, получивший большее число голосов на всеобщих выборах, может и не стать победителем. Так было всего пять раз: три раза в 19 веке и два раза в этом.
Наша культура и наша коррупция. Сравним Россию со Швецией
4 СЕНТЯБРЯ 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Сегодня жители всех стран носят европейские одежды. Но по отношению к власти, к своим неотъемлемым правам, по способности отстаивать свои интересымногим далеко до европейцев. Некоторые народы живут в условиях современных феодальных или, как говорят политологи, «естественных» государств, в которых указание начальства важнее закона, выборы — бутафория, а статья конституции, гласящая о том то, что народ есть источник власти, — фикция. В этих странах иные обычаи, иная этика. 
Ухабы на пути к правосудию
27 АВГУСТА 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Дайджест по публикациям СМИ Нужен ли нам справедливый суд? Независимый от президента, министров, полковников и генералов? Большинство россиян ответят: нужен! Впрочем, так скажут далеко не все. У обывателя с совковой культурой всегда теплится надежда, что судебные дрязги его минуют. Он знает, что в России распоряжение начальства важнее закона. Ему нужно, чтобы начальство к нему хорошо относилось, а без независимого суда он и так проживет. Но жизнь наша усложняется. Развитие бизнеса, рынок, глобализация вынуждают россиян уходить от современных феодальных порядков.
О тупике кланового капитализма
24 АВГУСТА 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Протесты в Хабаровске и в Беларуси свидетельствуют, что постсоветские общества переходят на новый этап своего развития. Общества атомизированные, пораженные страхом, сменяются обществами солидарными. И у этих новых обществ, похоже, иные цели. Конечно, это уже не восстановление империи СССР и не противостояние с развитыми странами Запада. Это переход к реальному народовластию, обеспечение неотъемлемых прав граждан, в том числе права на честные выборы. Это наличие независимого и справедливого суда, реальные гарантии прав собственности. И все же важнейшим для многих остается вопрос об уровне их жизни.
Аресты губернаторов и реальность нашего федерализма
17 АВГУСТА 2020 // ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВ
Губернатора Хабаровского края Сергея Фургала задержали  восьмого июля.  Сразу же в городе начались протесты  и продолжаются уже более месяца. За что и против чего выступают хабаровчане? Ясно, против задержания Фургала федеральными властями. Но с другой стороны, протестующие фактически защищают один из основных принципов федерализма - разделение властей между субъектами федерации и федеральным центром. 
Клановый российский капитализм. Часть 2
6 АВГУСТА 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Дайджест публикаций Леонида Косалса Кланы в современной России ведут свое происхождение с советских времен. Тогда неформальные отношения существовали на всех уровнях, снизу доверху, от заводского цеха до Политбюро. Эти многочисленные «тайные общества» были полностью закрыты для посторонних. Если «толкач» с одного завода ехал на другой, чтобы добыть дефицитный металл для простаивающего станка, то информация о том, сколько это стоило, кому именно пришлось оказать услуги или заплатить, не должна была «утекать» посторонним, так как это создавало реальную опасность попасть под пресс государства с лишением партбилета, открытием персонального или уголовного дела и другими репрессиями. Закрытые сообщества исполняли роль своего рода защитного механизма, который помогал человеку выжить в репрессивном государстве.
Клановый российский капитализм. Часть1
4 АВГУСТА 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Дайджест по публикациям Леонида Косалса   Важнейшая черта нашего общества — «клановое государство», основная функция которого — обеспечение благоприятных условий для крупнейших кланов, создание им преимуществ перед всеми другими участниками политической и экономической жизни. Кланы — это закрытые теневые группы бизнесменов, политиков, бюрократов, работников правоохранительных органов, иногда представителей организованной преступности. Они объединены деловыми интересами и неформальными отношениями. Наличие таких кланов — главное отличие России от стран с конкурентным рынком,  где главную роль играют независимые предприниматели, конкурирующие между собой.
О нашем «естественном государстве»
31 ИЮЛЯ 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
В Хабаровске три недели протестуют граждане. Против чего они протестуют? Против ареста губернатора Сергея Хургала? Или против порядков, допускающих арест избранного народом губернатора по странным обвинениям? Его этапирования в Москву для расправы в «карманном» суде? Если это так, то требование граждан проводить суд присяжных в Хабаровске  — это прелюдия очередной смены правил нашей жизни, или того, что именуется термином «государство». В поправках в Конституцию в ст. 75/1 их авторы записали, что в РФ «создаются условия для взаимного доверия государства и общества». Что они понимают под словом «государство»?
Борьба с коррупцией в Сингапуре. Часть 2
28 ИЮЛЯ 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Сегодня Россия — сырьевой придаток  развитых стран. Высокотехнологичных производств почти не осталось. Но развитие России  остановить даже с помощью репрессий вряд ли удастся. Рано или поздно и наш народ  избавится от  коррумпированной авторитарной власти номенклатуры. Тогда и встанет остро вопрос о назревших реформах, Впрочем, уже сегодня нам полезно знакомиться с опытом  наиболее продвинутых в этом отношении  стран, в частности Сингапура. Об этом идет речь в предлагаемом читателям «Ежедневного журнала» дайджесте по книге премьер-министра Сингапура  Ли Кань Ю. Часть 1. 
ОГЭ, ЕГЭ и другие
27 ИЮЛЯ 2020 // ИОСИФ СКАКОВСКИЙ
Недовольство состоянием школьного образования стало общим местом в современном российском обществе. Недовольны преподаватели и учащиеся, ворчат родители, возмущаются журналисты и деятели культуры. Доволен только чиновник, в руках которого это образование оказалось. Поговорим об одной из причин этого недовольства. С появлением ОГЭ и ЕГЭ, по крайней мере, начиная с 9 класса, школьные уроки в России полностью превращаются в процесс подготовки к этим экзаменам.