Обсуждая будущее России, полезно знать о причинах бедности народов. Нам кажется, что везде — как у нас. Были бы деньги — и чиновника можно купить, и закон можно обойти. Но это не так. Не похожа жизнь шведов на жизнь россиян. Не только одеждой и пищей. Не похожа культурой: прогрессивная у одних, противящаяся прогрессу у других. Отсюда и разный уровень жизни. Об этом пишет Лоуренс Харрисон в своей книге «Кто процветает?» (Новое издательство, 2008).
В начале прошлого века Аргентина по уровню благосостояния соперничала с США. С 1930 г. ее золотой век сменился гонкой вооружений, экономической, политической и моральной деградацией общества в период президентства Перрона. Затем 17 лет правления военных диктаторов, когда многие тысячи людей стали «без вести пропавшими». Мы, россияне, сами пережили сталинский террор, участвовали в агрессии против стран Балтии и Финляндии. Сегодня нас власти лишают свободы собираться на митинги и выступать против произвола, казнокрадства и коррупции. Нам есть что вспомнить, и с чем сравнить.
Мариано Грондона, аргентинский журналист и ученый, показал, что именно культура народа, его менталитет стали причиной обнищания Аргентины. Противящуюся прогрессу культуру считают причиной отсталости и многие известные экономисты и политологи, такие как Д. Аджимоглу и Д.А. Робинсон («Почему одни страны богатые, а другие бедные». Изд-во АСТ, 2016).
Мариано Грондона составил перечень культурных черт, которые препятствуют прогрессу. В обществах, ориентированных на прогресс, уважают отдельного человека и доверяют ему. Отсюда у таких народов децентрализация власти и доверие к честно заработанному богатству. Там нет вопиющего имущественного расслоения, как у нас, а капитал богатых идет не столько на престижное потребление, сколько на развитие новых производств. Как у Маска. Воровство, коррупция, казнокрадство в обществе не принимаются, с ними борются не только полиция, но и сами граждане. Для нас это непостижимо!
Но есть народы, чьи культуры противятся прогрессу. Там человек мало что значит. Любой незнакомец подозревается в плохих намерениях. Там везде охранники, а в квартирах — железные двери. Граждане уверены: верить можно только своим. Поэтому, например, не получается создавать кооперативы в Таиланде.
Такие культуры порождают авторитарную власть, причем не только в государстве, но и в компаниях. Как отмечают социологи, россияне тоже предпочитают на производстве авторитарный стиль управления: директор приказал, а наше дело выполнить. Большинство жителей РФ считает армейскую организацию власти самой лучшей. При такой культуре всегда рано или поздно начинаются репрессии против диссидентов и оппозиции. Если они критикуют нашу власть — они враги! При этом происходит запредельное обогащение власть имущих. Сравните нашу культуру и культуру шведов, которые гордятся своей честностью, исправно платят налоги и практически обходятся без охраны.
В общество, ориентированном на прогресс, мораль основана на ответственном эгоизме и взаимном уважении. Человек сам честно должен добиться достойной жизни для себя и своей семьи. Уважается хорошо выполненная работа, учтивость, опрятность, пунктуальность. Там люди, преодолевая трудности, строят достойную жизнь в мире реальном, а не надеются на государственные подачки или на счастье в вымышленном загробном мире.
Напротив, в культурах, противящихся прогрессу, спасение от невзгод люди ищут в уходе от рисков и проблем. Идут в монастырь. Или, как шахиды, взрывают себя, надеются на счастье в мире ином. Те, кто проявляет предприимчивость и трудолюбие, вызывают подозрение.
В прогрессивном обществе целью человека является стремление к самосовершенствованию, к уважению окружающих. Хотя не всякий силен в высшей математике, не у всех есть актерские способности. Но граждане считают: к достойной жизни надо стремиться.
А в культурах, противящихся прогрессу, такого выраженного стремления к достойной жизни нет. Есть лень, безразличие, пассивность, безделье. Там духовные и политические проповедники используют пороки людей для того, чтобы внушить людям чувство вины и сделать их своей послушной паствой.
Главное различие культур — в уважении к закону. В прогрессивном обществе закон — это то, что нужно исполнять. Таково правило жизни. Мы видим это на примере США, где закон исполняется людьми добровольно и почти инстинктивно, где он обязателен для всех, в том числе и для президента. Люди знают свои законные права и никому не позволят ими пренебрегать. Там закон является фундаментом власти и нарушение закона ведет к увольнению, импичменту или тюремному сроку.
А в культурах, противящихся прогрессу, «закон что дышло, как повернул, так и вышло». Там не власть подчинена закону, а закон трактуется властью к своей выгоде. Причем власть часто захватывается вопреки закону и удерживается силой. Например, российский Конституционный суд своим определение от 5 ноября 1998 г. ввел запрет на избрание одного и того же лица президентом более двух раз и счел неважным наличие в статье слова «подряд». Внял наш президент нормам Конституции? А народ его поведение одобрил!
При прогрессивной культуре неизбежным итогом развития общества является реальная демократия, которая кладет конец авторитаризму и укрепляет плюрализм, разнообразие взглядов. Напротив, в культурах, противящихся прогрессу, фиктивная «демократия» используется как одежда для новых форм авторитаризма.
Сравним те культурные ценности, которые, по типологии Грондоны, способствуют или, напротив, противостоят прогрессу.
Зададим себе вопрос: какая культура, какой менталитет у россиян? Живем в стране, которая находится в постыдном политическом и тяжелейшем экономическом положении, но при этом уверены, что страна переживает триумф и обрела огромный вес в мире. Главное — вооружаться! Мы терпим воровство, коррупцию, кризис медицины и образования, продажный и зависимый от власти суд. С такой культурой дворовых хулиганов и бездельников светлого будущего нам не видать. Если мы и выйдем на площадь, то потому что подешевеет нефть и есть будет нечего. Выйдем не потому, что Путин задушил наши свободы, а потому что прилавки пустые. А остальное нам не важно. Наша культура — против прогресса, но за хорошую пайку! Можно ли изменить культуру народа? Известны случаи, когда культура народа менялась в течение одного-двух поколений. Примеры: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Китай. Изменение условий жизни, эффективная борьба с коррупцией и казнокрадством меняют менталитет и поведение людей достаточно быстро. Мы видим это на примере быстрого изменения менталитета восточных немцев. Но при сохранении традиционной организации власти в стране ментальные установки народа сохраняются и передаются из поколения в поколение. Именно они определяют, в конечном счете, и формальные институты, и законы, и характер власти. Власть же, из корыстных побуждений, делает все для поддержания и сохранения средневековых традиций народа. Отсюда и возникает «авторитарная колея», по которой мы катимся столетиями.