Церковь и государство
17 ноября 2018 г.
Скрепоносный огонь
6 АПРЕЛЯ 2018, АНТОН МУХИН

ТАСС


7 апреля, накануне православной Пасхи, в храме Гроба Господня сойдет, как обычно, Благодатный огонь. И самолет специального летного отряда «Россия», как обычно, привезет его в отечество. Такие самолеты возят только особо ценные грузы — первых лиц государства или крупные партии кокаина. И это правильно — Благодатный огонь для родины не менее ценен. Даже более. Можно сказать, что он - квинтэссенция родины.


Не раскачивайте лодку благодати

Благодатный огонь традиционно не только воодушевляет верующих, но и провоцирует настоящий холивар с неверующими или маловерующими. Которые норовят упрекнуть Московскую патриархию в том, что она до сих пор эксплуатирует суеверие про божественную природу Благодатного огня. Хотя все, кому интересно, в подробностях знают не только, откуда он берется, но и даже за какой иконой в Кувуклии спрятана лампадка, от которой Иерусалимский патриарх, предварительно ритуально обысканный полицией, зажигает свечи.

Такие споры кажутся странными, ведь в мире постоянно происходят не менее удивительные чудеса. Например, как минимум каждое воскресенье почти во всех церквях, причем не только православных, совершается таинство причастия, или евхаристии, в ходе которого хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христовы. Но никто не тратит время, нервы и гигабайты на дискуссии о том, действительно ли они превращаются или не совсем. Наверное, повышенный интерес к огню обусловлен его медийностью. Запомним этот факт, он важен.

В этом году холивар начался даже раньше — пару недель назад армянский священник давал интервью израильскому телевидению и подробно описал вполне земной механизм появления Благодатного огня. Добавив, что «Бог творит чудеса — но не на потеху людям». Стоявший рядом греческий священник стал кричать, что это ложь, и требовал выключить камеру.

История, хоть и происходила в далеком Иерусалиме, касалась нас напрямую. Московская патриархия среагировала как по учебнику МИДа. Не утверждая однозначно божественное происхождение огня, она однозначно осудила тех, кто в этом сомневается. «У нас вызывают большое разочарование попытки скандализировать тему схождения Благодатного огня. Намерение скомпрометировать эту многовековую традицию неприемлемо и имеет своим косвенным результатом нарушение молитвенного состояния, в котором пребывают православные верующие», — заявил один из многочисленных официальных спикеров РПЦ Вахтанг Кипшидзе. Другой, пресс-секретарь патриарха о. Александр Волков, сказал: «Подобные заявления, тем более от представителя неправославной церкви, звучат достаточно странно и вызывают сомнения в добропорядочности людей, которые их делают». Именно в этом ключе скандал вокруг Благодатного огня был освещен госпропагандой.

То есть буквально были воспроизведены два ключевых тезиса современной государственной идеологии: 1) не надо раскачивать лодку и 2) кругом враги. Это универсальная реакция на любую угрозу. Хоть Благодатный огонь, хоть пожар в Кемерово. Запомним этот вывод и пойдем дальше.

Секуляризация Благодатного огня

Вообще тема Благодатного огня — любимая тема государственных СМИ. Новостями и телесюжетами становятся подготовка к его схождениюю, само схождение и доставка в отечество на всех этапах вплоть до распределения по субъектам Федерации. При этом в оценке природы Благодатного огня госпропаганда оказывается даже смелее патриархии, прямо утверждая его чудесное происхождение. (см., например, http://tass.ru/obschestvo/3253052).

То есть явление Благодатного огня в Россию утрачивает черты религиозного мероприятия и приобретает черты государственного. Саму его доставку организует экс-глава РЖД и член кооператива «Озеро» Владимир Якунин. Огонь прилетает на самолете президентского авиаотряда. Делегация, отправляющаяся за ним, состоит из «общественных и государственных деятелей, священнослужителей, деятелей культуры, журналистов и бизнесменов» (РИА Новости). В прошлом году ее звездами были вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова и спикер МИДа Мария Захарова. Если заменить в начале абзаца слово «Благодатный» на «Олимпийский», получится даже более гармонично.

Создается впечатление (спойлер: правильное), что для государства Благодатный огонь важнее, чем для церкви.

ТАСС

Тишайший опробовал механизмы

Но Благодатный огонь — не единственная реликвия, прибывающая регулярно на русскую землю. Различные части тел особо почитаемых святых привозят почти каждый год. Аналогичный случай был у нас в XVII веке. Алексей Михайлович Тишайший охотился на реликвии с энергией, которой позавидовал бы не только Якунин, но и папы, несколькими веками ранее свозившие в Рим реликвии со всего света. Объектом интересов Алексея Михайловича были византийские древности — так, в частности, он получил в дар (скорее всего, небескорыстный) от греков Влахернскую икону Божьей Матери — древнюю заступницу Византии. Реликвии рангом пониже в Посольском приказе скупали, как в лавке старьевщика: брали все, что приносили заезжие купцы и греки. Заодно Алексей Михайлович совершил рейдерский захват главы Иоанна Богослова и креста царя Константина — выписал их из Афона на временное поклонение, заплатив 2 000 рублей и выдав гарантийное письмо. Однако возвращать реликвии отказался, что привело к большому скандалу: афонские монахи заявили, что обманули глупого русского царя и подсунули ему менее ценную голову другого святого, а эту оставили себе. Сейчас за давностью лет подлинными считаются обе головы — и та, что в Москве, и та, что на Афоне.

Реликвии Алексей Михайлович собирал не из одной любви к древностям. Он переносил в Россию центр православного мира, то есть мира вообще (как римские папы — христианского). Которым после разорения от турок перестал быть Константинополь. Одновременно патриарх Никон строил под Москвой (правда, не на государственные, а на церковные деньги) Новый Иерусалим, буквально перенося на русскую землю места действия Нового Завета: местности вокруг получили названия Капернаум, Сион, Назарет и т.д. С этой же целью — поднятия русского православия до мирового уровня — он вместе с царем начал свою эпическую реформу.

Сам Алексей Михайлович изображал из себя константинопольского императора: копировал, в меру своих знаний, византийские ритуалы, заказал на одежду золотой, как у настоящего императора, воротник, причащался подобно ему в алтаре и в конце концов провозгласил себя «Новым Константином, веры православной христианской ревнителем и поборником». Он даже подумывал захватить Константинополь — но не из меркантильных соображений, как все через один его потомки вплоть до последнего. А просто чтобы освободить христианский народ из-под ига иноверных.


Скрепная вера

Но если сама по себе идеология России как пупа Земли близка нынешнему Кремлю, то в этой финальной точке кроется принципиальное различие между Алексеем Михайловичем и Владимиром Владимировичем. Для Алексея Михайловича, как и для его византийских предшественников, православие было основой существования мира, государства, престола и его самого. Собирание в Москве восточнохристианских реликвий — один из способов не только символически, но и вполне материально утвердить Москву его центром. Для Путина православие — не только не источник и опора его власти, но и даже не государственная религия.

Зачем тогда ему реликвии?

Тут самое время вспомнить идеологемы, которыми нагрузили Благодатный огонь после недавнего скандала: «не надо раскачивать лодку» и «кругом враги». Это не православные идеи. Но зато вполне скрепоносные. Формирование религии скреп вряд ли запущено по какому-то единому плану и скорее всего даже никем специально не управляется. Но каждый, кто может, подкидывает дровишки в топку.

Член кооператива «Озеро» Якунин и обаятельная, но суровая русская девушка Маша, которая от лица всей России дает по носу западным писакам, везут президентским бортом в Россию Благодатный огонь. В этом мало христианского, зато сколько скрепного! Если бы они носили ремни с пряжками, на них, как на пряжках немецких солдат, следовало бы написать «С нами Бог».

ТАСС

А сколько еще дополнительных смыслов? Огонь сходит только на нашу, православную Пасху, подчеркивая нашу избранность. И мелкие либеральные злопыхатели по углам сочатся ядом. Но народ един в ликовании!

Религия скреп эксплуатирует христианскую идеологию не более, чем ее эксплуатировали Гитлер или Муссолини: она ее не отрицает и не гнушается использовать. Но сама — совсем про другое. Про развал СССР как «огромную трагедию XX века», наш отпор врагам, нашу силу и стойкость, нашу избранность, великую державу, ракеты и все такое. Про необходимость сплотиться. Мы сплотимся и выстоим, и после этого никакими санкциями нас уже не взять.


Поддержка снизу

А снизу, навстречу нисходящей сверху религии скреп, растет народное царебожие. Оно вышло на свет благодаря Наталье Поклонской и «Матильде», но существует довольно давно. В легкой форме царебожие выражается в хождении с иконой царственных страстотерпцев, в тяжелой — в почитании Николая новым Мессией, принесшим за свой народ искупительную жертву и ритуально убитым. Все остальные формы находятся где-то между.

С христианской точки зрения считать кого-либо, кроме Христа, Мессией — чудовищная ересь. Но зато по линии скреп все канонично: была великая держава и был государь, потом — катастрофа, предательство, убийство, кругом враги — англосаксы и масоны, кровь и ужас, а почему? Потому, что раскачивали лодку. Но мы сплотимся и воспрянем. Искупим грех цареотступничества и всем покажем. Потому что мы — избранные. С нами Бог.

Это встречное движение снизу, рожденное в самой посконной толще народа, подчеркивает верность пути, который выбрали авторы идеологии скреп. История, причем не только на примере большевиков, много раз показывала, что русский народ легко и быстро отрекается от своего векового православия и церкви. Но почти никогда не отрекается от имперских ценностей и возможности сознавать собственную исключительность.


Фото: 1. Празднование Пасхи в Иерусалиме. Tsafrir Abayov/AP/TASS
2. Россия. Москва. 1 мая 2016. Верующие во время праздничного пасхального богослужения в храме Христа Спасителя. Михаил Джапаридзе/ТАСС
3. Россия. Москва. 15 апреля 2017. Председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного (ФАП) Владимир Якунин во время встречи Благодатного огня в аэропорту Внуково. Артем Геодакян/ТАСС













  • Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.

  • РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка

  • Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ректор МГУ предложил школьникам учить церковно-славянский
9 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить. Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2018
Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2018
РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка
В блогах
9 НОЯБРЯ 2018
Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
25 ОКТЯБРЯ 2018 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя? Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек».
На пороге новых религиозных войн
22 ОКТЯБРЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Безумие нашей жизни докатилось до вероятности религиозной войны. Поэтому, пусть верующие меня простят, но раз они влезают и портят нашу жизнь (война — это безусловая порча жизни), то нам, неверующим, тоже приходится влезать в их «епархию» и размышлять о догматах веры. Хотя суть проблемы, конечно, далеко не в вере. Вера, как водится, лишь прицеплена последним вагоном к политике.  Так было в 1054 году, когда пришел срок дораспасться религиозному институту бывшей империи по странным на взгляд современного человека поводам — добавление Filioque в Символ веры и употребление опресноков?
Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018 // ИННА БУЛКИНА
Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.
Варфоломей дает томос и получает анафему
12 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.
Прямая речь
12 ОКТЯБРЯ 2018
Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.
В СМИ
12 ОКТЯБРЯ 2018
ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.