Директор Всемирного банка обещает российской экономике среднемировые темпы. Глава Центробанка РФ отчитывается в восстановлении. Министр экономразвития уверенно прогнозирует рост ВВП. Премьер декларирует важность этих показателей для блага человека. Всё это происходит на престижном Гайдаровском форуме в Москве. А в российской глубинке отчаявшиеся и разуверившиеся во всём дети взрывают и режут своих учителей и одноклассников.
Для экономического бомонда есть вещи поважнее экономики
Гайдаровский форум, который называют «русским Давосом», собрал самые жирные сливки местного экономического бомонда. (Кстати, руководитель оргкомитета госсоветник Владимир Мау высказался в том смысле, что не надо думать, будто случайное название означает приверженность идеям Егора Гайдара.) Даже привлёк некоторое количество зарубежных специалистов. Вся эта золочёная тусовка уже несколько дней с упоением сыплет цифрами и процентами, доказывая, насколько лучше и веселее стало жить в РФ. Экономика выходит на новые рубежи. Темпы её роста вот-вот превысят мировые. А если не превысят, то догонят. А если не догонят, то всё равно хорошо. Потому что «есть вещи поважнее экономики». На последнее особенно упирал премьер. «Основной экономический показатель — объём ВВП — по-прежнему важен, но его должны дополнять и другие, например, показатель распределения благ», — назидательно сказал он.
И это, надо отметить, особенно настораживает. Как-то сразу вспоминается анекдот про заседание правительства с участием Путина. Всё у нас с экономикой хорошо, констатирует лидер РФ, пора теперь и о людях подумать. «Правильно, Владимир Владимирович! Душ по двести каждому!»
Сам факт, что глава правительства говорит о распределении — неважно, справедливом или нет — свидетельствует о том, что экономика перестала быть даже номинально рыночной. А политические отношения скатываются к феодально-абсолютистским. Добрый или не очень царь либо пожизненный президент заботу о подданных в том или ином виде проявлять должен. Особенно в нынешнем политкорректно-толерантном мире, на который оглядываться иногда приходится. И особенно накануне выборов, исход которых всё равно предрешён. Сам главный кандидат, по крайней мере, в результате абсолютно уверен. И относится к процедуре соответственно. Вопрос только в явке. Её будущему президенту хотелось бы видеть массовой. Отсюда раздачи хлеба в виде подачек на первенцев и разбивания сквериков в малых городах. И раздачи зрелищ вроде купания в проруби (для простонародья) и «русского Давоса» (для типа интеллигенции).
Россияне вынуждены экономить практически на всём
Между тем, по прогнозам Центра развития Высшей школы экономики, при сохранении в РФ текущей политики темпы роста экономики замедлятся втрое. Как считает директор центра Наталья Акиндинова, по итогам 2018 года ВВП прибавит лишь 0,5%. Прогноз МЭР об ускорении не имеет реальных обоснований. Заявления о выходе из рецессии — «попытка выдать желаемое за действительное».
Эти утверждения, в отличие от деклараций на Гайдаровском форуме, подтверждаются реальными данными. Прибыль падает во всех отраслях экономики РФ. По самым оптимистичным подсчётам рост ВВП в 2017 составил 1,4-1,8% вместо обещанных «около 2%». Объёмы строительства опустились на уровень 2010 года. Производство обрабатывающей промышленности – на уровень 2012-го. Внутренний частный спрос соответствует 2009-у. Чистый отток капитала из РФ, по предварительной оценке ЦБ, вырос в 1,6 раза в годовом сопоставлении ($31,3 млрд), причём к концу года возрос в 3,5 раза. Приток прямых иностранных инвестиций (данные Finanz) упал на четверть. Розничный товарооборот в 2017 году уменьшился на 13,1% по сравнению с 2014-м. Рост реальных доходов населения, прогнозировавшийся на 1,6%, снизился на 1,4%.
При этом, отмечает Росстат, за прошедший год на 14% выросли накопления граждан. Их объём составляет почти 30 трлн рублей. Копят на «чёрный день». Отказывая себе практически во всём. По данным исследовательского холдинга «Ромир», больше половины россиян за последние полгода вообще не позволяли себе никаких развлекательных мероприятий. Те же, кто всё-таки решался на такой шаг, старались тратить как можно меньше. Даже в дешёвых ресторанах быстрого питания расходы понижены в среднем на 100 рублей. В кино теперь тоже стараются ходить без затей — никакого попкорна или кока-колы, только просмотр фильма. Соответственно и траты на это скромное развлечение сократились вдвое — 365 рублей против 615 рублей три года назад.
Многие россияне отказывают себе и в менее интересных, но более актуальных вещах. Больше половины населения экономили на покупке одежды и обуви, чуть меньше половины — на продуктах питания. Доля совершивших покупку бытовой техники и электроники упала к концу года вдвое, с 21% до 11%. Только 9% россиян к концу года решились на ремонт (на начало года 15%). Что уж говорить об автомобилях, квартирах и ювелирных изделиях. Больше трети жителей страны (36%) признались, что в прошлом году вообще не делали крупных покупок.
Но, как говорят на Гайдаровском форуме, «есть вещи поважнее экономики». Это правда.
Школьные ЧП происходят одно за другим
Накануне открытия форума лучших экономистов страны, 15 января, в пермской школе двое школьников устроили резню. Пострадали 15 человек, в том числе сами преступники, пытавшиеся порезать друг друга.
Через день, 17 января, в школе посёлка Смольное в Челябинской области один из девятиклассников на перемене ударил ножом другого. Пострадавший был доставлен в больницу с непроникающим ранением.
18 января на входе в одну из московских школ был остановлен ученик, пытавшийся пронести в школу несколько ножей, флакон бензина для зажигалки, охотничьи патроны, мешок с металлическими шариками и набор отвёрток.
В тот же день семиклассник симферопольской школы №1 выстрелил в пятиклассника из пневматического пистолета. Пуля попала мальчику в ногу.
В школе № 5 Улан-Удэ девятиклассник бросил в класс коктейль Молотова и топором ранил пятнадцать человек. Трое в тяжёлом состоянии, в том числе сам бомбометатель, попытавшийся покончить с собой.
Ни в одном из случаев следователи пока не смогли установить истинных причин агрессии. Самые «прозорливые» пытаются усмотреть в этом некий всероссийский заговор школьников. Роскомнадзору приказано заблокировать группы ВКонтакте, «призывающие к резне в школах». Три уже заблокированы.
Это, конечно, правильно. Вот только уже известно, что бурятский поджигатель и мясник уже давно этой социальной сетью не пользуется. Есть предположения, что он и ещё двое подозреваемых (но не участвовавших в преступлении) состояли во вполне реальном, а не виртуальном местном сообществе АУЕ (Арестантский устав един).
Протест может принимать вид криминального насилия
Девиз этот имеет давние криминальные корни. Но массово вошёл в молодёжный обиход, сделался субкультурой лишь в последние годы. Эксперты полагают, что несовершеннолетние, объединившиеся под этим лозунгом, непременно образуют бандитские группировки, исповедуют законы и понятия воровского мира. Вымогают деньги у одноклассников, создают общаки и готовятся к попаданию в зону. Есть и такое. Но не только.
«Возникли сетевые бандитские объединения, в которых культивируется АУЕ — адаптированный для подростков свод уголовных «понятий», — констатирует оппозиционный публицист Игорь Яковенко. — По данным СКР, в 18 регионах России (Забайкальский, Ставропольский края, Бурятия, Татарстан, Иркутская, Челябинская область и др.) под влиянием АУЕ находится большинство школ. Кадровая политика уголовного мира в путинской России становится более изощренной, чем во времена Ельцина и в советский период… Десятки тысяч «моторол» поехали убивать. Вернулись не все, но те, кто возвращается, принесли с собой войну в Россию… Протестного потенциала у этой части России нет, но, если что, в погромах ее представители будут первыми».
О кадровой политике замечено очень точно. «Бродяжня, к вам наш призыв! Больше внимания молодёжи общего и усиленного режимов!» — этот призыв воров в законе, изданный в 1988 году, касался, как видим, контингента за проволокой. Сейчас подход широко выплеснут на волю. И предполагает использование тех же модерновых технологий, что освоили провластные «тролли». Наивно полагавшие, будто таких умных больше не найдётся.
А вот насчёт протестного потенциала мнения могут быть разные. Протест — не обязательно то, что радует либеральную интеллигенцию. Социально-экономическая и культурная политика даёт подчас неожиданные для властей результаты. Антивластный, контргосударственный характер АУЕ очевиден. Чудовищное сгущение официозного произвола, холуйства и мракобесия, атмосфера социальной безнадёги и бесперспективности закономерно порождают не только оппозиционно-демократическое, но и криминальное сопротивление. Бессознательное, бездумное и от этого крайне опасное для всех. Тем более молодёжное. Тем более при умелом взрослом руководстве. Стаи сбиваются в АУЕ не только для обороны, но и для нападения. Жертвами которого становятся пока в основном те, кто слабее из той же подростковой среды. Хотя весной в Челябинске фиксировалось и нападение на полицию.
Очевиден и кошмарный характер происходящего внутри этой системы, насаждаемый в АУЕ жесточайший культ насилия. «Мочение в сортире», «обрезание», «шило в стену» — всё это щеголяние жестью спустилось с кремлёвского олимпа в глубины российского бытия и сознания. Бумерангом вернулась и внешняя политика, основанная на глобальном беспределе. Государство любовно культивировало эстетику бандитизма и полицейщины. Общество прониклось. Настолько, что власти с трудом скрывают испуг.
Можно усиливать меры безопасности в школах, детских садах или кадетских училищах. Можно рапортовать об проведённых уроках патриотизма и православной нравственности. Можно бесконечно повторять наукообразные россказни о культурных кодах и агитпропствовать о духовности. Но пока главными конкурентами нацлидера на президентских выборах остаются беспринципная гламурная теледива и коммунист-миллионер, ответом на всё окажется крик «АУЕ!»