Медиафрения. Живое и мертвое, то есть Украина и Россия
Две новости: одна из России, другая из Украины.
Судья Таганского суда города Москвы Юлия Михайловна Смолина отказала редакции в иске об отмене блокировки «Ежедневного журнала». «ЕЖ» в России по-прежнему заблокирован. Это сложно назвать новостью, но тут важны детали. Во-первых, чудесная мотивация ответчика. Представитель Роскомнадзора в ответ на просьбу истца уточнить, что именно ведомству Жарова так невыносимо в данном медиа, сообщил: «Запрещена общая тематика сайта, все материалы в совокупности представляют угрозу». Ну, ведь правда прекрасно. Тематика «ЕЖа» — общественно-политическая. Направленность — критическая и оппозиционная по отношению к действующей власти. Стало быть, представитель российского государства официально заявляет, что в России запрещено критиковать власть и быть в оппозиции. Это все и так знали, но услышать такую детскую откровенность из уст чиновника все равно приятно.
Впечатляет и послужной список судьи. Юлия Михайловна Смолина недавно приняла решение о блокировке на территории России мессенджера Telegram. Именно она в 2015 году поддержала инициативу Роскомнадзора заблокировать сайт Навального, а также замечательную идею этого ведомства не регистрировать газету его партии. Так что судья Смолина — кадр проверенный, а уничтожение медиа можно считать ее профильной специализацией. Правда, все, что она запрещает и блокирует, все равно живет, но это уже не ее вина. Она старается, душит все что может…
Теперь про Украину. Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания Украины решил провести проверку телеканала «Интер» в связи с трансляцией 09.05.2018 концерта «Победа. Одна на всех». Концерт (посмотрел полностью) был заточен под ту трактовку Второй мировой, которая сейчас принята в путинской России (СССР в одиночку одолел фашизм и вот это все). И она, эта трактовка, своим острием нацелена против той власти, которая сегодня есть в Украине. Речь, конечно, не о художественных номерах, а о словах, произносимых ведущими. Упомянув о цене Победы для украинского народа, ведущий с пафосом заявил: «Поэтому и сегодня мы снова сражаемся за право жить той жизнью, которую защищали и за которую погибали наши предки». Против кого сражается сегодня ведущий «Интера» и его коллеги, он не уточнил. И при большом желании можно было бы считать, что он солидарен с оборонительной войной, которую Украина ведет с российским агрессором. Но чуть позже он все-таки уточнил, и сомнения исчезли. «И сегодня мы не можем позволить, чтобы улицы наших городов называли именами фашистских преступников», — сообщил ведущий под бурные аплодисменты собравшихся, дословно повторив то, что российский телезритель вот уже который год слышит по всем российским федеральным каналам. И никакой двусмысленности невозможно было услышать в словах ведущего: «Оккупация ставит тебя перед выбором — принять врага или бороться с ним». Организаторы концерта не оставили никому ни малейшего шанса для того, чтобы принять эту фразу на счет оккупации Крыма и Донбасса. Это была прямая калька из выступлений бесноватых на шоу соловьевых-норкиных-шейниных.
Телеканал «Интер» входит в холдинг, один из владельцев которого, миллиардер Дмитрий Фирташ, в данный момент находится в Австрии, откуда США уже много лет пытаются его экстрадировать в связи с обвинением во взяточничестве и создании преступного сообщества. В Украину Дмитрию Васильевичу ходу нет. То есть приехать может, но будет тут же арестован, в чем его заверил министр МВД Аваков. Пророссийский контент «Интера» проявляется далеко не всегда, но часто это случается в крайне вызывающей форме. У многих на памяти новогодний концерт в ночь с 31.12.2014 на 01.01.2015, когда в шоу приняли участие крымнашисты Кобзон, Валерия и Газманов.
Пророссийский политический вектор «Интера» проявляется не только в ностальгии по совку и плохо скрытом антиукраинстве. Телеканал называют пиар-инструментом для продвижения таких политических проектов Фирташа, как, например, «Оппозиционный блок».
Украинский Нацсовет по телевидению не может лишить «Интер» лицензии, это может сделать только суд. А вот теперь самое главное. Касающееся принципиальных различий самой природы власти в России и в Украине. Российская власть 19-й год уничтожает на корню все оппозиционное в медийном поле. Украинская власть иногда возмущается, иногда делает грозные заявления и, тем не менее, в условиях российской военной агрессии позволяет вот уже который год вести откровенную просоветскую и в значительной степени пророссийскую пропаганду одному из крупнейших общенациональных телеканалов.
Чтобы разница стала наглядной, представьте себе, что в России на одной из первых трех кнопок вещает канал, владельцем которого является, например, Гусинский, или Ходорковский, или вдруг воскресший Березовский. А на самом канале какие-то действия путинской власти объявляются фашистскими. Представили? Смешно стало? Вот и я о том.
Украинский пожар в российском телевизоре
Трудно сказать, предполагал ли Соловьев именно такой эффект, когда приглашал в свою передачу одновременно шестерых граждан Украины, из которых четверо — Марков, Килинкаров, Симоненко и Бондаренко — известны своей лютостью по отношению ко всему происходящему в этой стране после победы Майдана, а двое — Трюхан и Ковтун — отстаивают ценности Майдана в студиях российских каналов. Не понимать, что он делает, Соловьев не мог, но, возможно, стремясь устроить у себя в студии скандал, не предугадал его масштаба.
Петр Симоненко, лидер Компартии Украины, довольно заунывно стал рассказывать о зверствах украинской хунты. Российский телезритель это все слышал миллион раз и почти наверняка либо стал искать пульт, чтобы уйти на другой канал или выключить эту скукоту и пойти спать. Но смышленые операторы вовремя стали показывать лицо беглого украинского политика Игоря Маркова, который все выступление Симоненко делал всякие телодвижения и усиленно работал физиономией, демонстрируя переполняющие его чувства. Когда он, наконец, получил слово, то из его рта полилось нечто довольно бессвязное. «Кроме борьбы с фашистами надо разобраться с предателями и коллаборационистами», — выкрикнул Марков, после чего перешел к конкретным обвинениям в адрес Петра Симоненко, главное из которых состояло в том, что Симоненко свободно ходит по Киеву, а он, Марков, вынужден был сбежать.
Симоненко возразил, что Марков сбежал, потому что он трус. На что Марков сначала парировал: «Кто не ссучился, тот сбежал», затем сообщил Петру Симоненко, что он «падла», затем добавил, что лидер КПУ — Иуда, после чего размахнулся и навесным броском снизу кинул в Симоненко что-то звенящее. Судя по всему, это были монеты: беглый украинский политик таким образом решил выплатить Иуде-Симоненко его гонорар.
Затем Игорь Марков довольно долго не давал никому ничего сказать, периодически восклицая «Агент СБУ! Агент СБУ!» и показывая рукой на Петра Симоненко, в явной надежде, что того арестуют прямо в студии. Но, поскольку Симоненко никто не арестовывал, беглый украинский политик несколько раз выходил за пределы своей трибуны и делал движение в сторону своего врага, чем вызывал тревогу Соловьева, который всякий раз бросался прикрывать Симоненко грудью и другими частями тела.
Все остальное было настолько рутинно, что не заслуживает упоминания. Разве что крайне смешные заявления Симоненко о «жесточайшей диктатуре», царящей в Украине, и слова Елены Бондаренко о том, что «медиа находятся под таким контролем, который обеспечивает прославление Порошенко». Это было забавно, поскольку весь украинский сюжет «Воскресного вечера» от 13.05.2018 начался с трансляции как раз тех фрагментов праздничного концерта 9 мая на канале «Интер», которые отличались крайней просоветской, пророссийской, а также антиукраинской и антипорошенковской риторикой. Видимо, Соловьев и все те, кто режиссируют его программы, убеждены, что российский телезритель не в состоянии вспомнить то, что ему показывали и говорили полчаса назад…
«Остатки Турции и Ирана войдут в Россию!»
Сравнение двух сюжетов последнего «Воскресного вечера», антиамериканского и антиукраинского, доказывает, что внутривидовая борьба бывает намного более свирепой, нежели межвидовая. Поскольку накал дискуссии в той части, когда все ненавидели США, был намного слабее, чем когда все ненавидели Украину. Однако некоторые ненавистники Украины друг друга ненавидели гораздо интенсивнее, чем Украину. И это несмотря на то, что в антиамериканской панели участвовали такие мощные генераторы ненависти, как Ж., Сатановский и Яков Кедми. Все дело в том, что у беглых украинских политиков ненависть ко всему, что происходит в бывшей их стране, носит очень личный характер…
Впрочем, у того же Якова Кедми в его дикой злобе по отношению к США и Европе прорывается что-то очень личное. В комментируемой программе Кедми очень настойчиво призывал Россию начать войну с США. «Они (США) тренируются на Иране. Все, что отрабатывается на Иране, — это для вас! Все, что делается в Иране, это ждет Россию», — на разные лады повторял Яков Кедми. При этом буквально заталкивая в головы телезрителей одну мысль: России жизненно необходимо напасть на США. «Против вас идет война, тотальная, — вещал Кедми голосом гипнотизера, который повторяет одно и то же, стремясь отключить сознание пациента. — Американцы боятся только одного — военного столкновения с Россией!» А дальше он уже практически прямым текстом потребовал, чтобы Россия атаковала Америку: «Вы мямлили с Грузией — получили Украину. Мямлили с Украиной — получили Армению! Так где вы их остановите?!»
После прямых призывов к войне от «израильского политика» Якова Кедми лидеру ЛДПР, который привык быть главным бесноватым в телевизоре, пришлось туго. Он, конечно, попытался спеть свою арию маньяка, но был явно не в голосе. «Всех, кто предлагает помириться с Западом, всю 5-ю колонну — арестовать!» — лениво завопил Ж. Было видно, что он исполняет номер и вопит не от души, а по должности. «Я вам устрою показательные суды, в том числе вам, Сергей Борисович!» — это Ж. обнаружил в студии бывшего либерала Сергея Станкевича и попытался возбудиться. Получилось плохо, поэтому Ж. внезапно умолк. Но чуть позже собрался с силами и заорал: «Будет война! Нефть сможем поднять до 200 долларов! В конечном итоге — остатки Турции и Ирана войдут в состав России!» И, вновь увидев Станкевича, уже злорадно: «Первыми демократические батальоны пойдут в атаку! Потом коммунистические!»
Путинизм умирает, хотя процесс может затянуться. Но уже сейчас мертвечина пронизывает все, в том числе проникает в телевизионные студии. Пронизывает насквозь главный источник жизни путинизма, генераторы ненависти. Они становятся серыми, тоскливыми, безжизненными. И только появление иностранцев, пусть самых отвратительно пропутинских, таких как оголтелый Игорь Марков или вконец осатаневший в своей кровожадности Яков Кедми, вливает в эти программы хоть какую-то жизнь…
Фото: Украина. Киев. Представители украинской ультраправой партии "Национальный корпус" (организация запрещена в РФ) заблокировали редакцию телеканала "Интер", чтобы не допустить показ в эфире концерта в честь Дня Победы. Петр Сивков/ТАСС